Истории

Открыточные виды Петербурга убила реклама

Формально без санкции чиновников размещение наружной рекламы в историческом центре Петербурга невозможно. Однако это не мешает плодиться разношерстным вывескам, афишным тумбам и стендам сити-формата. Запечатлеть открыточный вид Петербурга невозможно без какой-либо рекламной помехи: фотографируешь Эрмитаж, а в кадр лезет реклама свитера; Исаакиевский собор и Стрелка остаются на память в компании с чипсами. В чем проблема?

Пропал город

— Реклама в центре города безобразна, она забивает архитектуру, здания становятся «нечитабельными», — говорит председатель Комитета по охране памятников (КГИОП) Александр Макаров. — Фасады изуродованы совершенно безответственной, безвкусной рекламой. Весь Невский проспект, все прилегающие исторические магистрали: смотришь на фасады, и оторопь берет. Ощущение, что находишься в восточном городе с хаотичной застройкой, а не в исторической столице Российской империи. Теряются стройность и величие Петербурга.

Свои слова Александр Макаров проиллюстрировал серией снимков, сделанных на Невском, Литейном, Каменноостровском проспектах и городских набережных. Мраморный дворец, Эрмитаж, мечеть, Александринка, доходные дома на Петроградке… На всех кадрах пестрит, искажая облик знаковых для города зданий, реклама.

  • _DSC0715

    МР

  • _DSC0915

    МР

  • _DSC0737

    МР

  • _DSC0750

    МР

  • _DSC0756

    МР

  • _DSC0776

    МР

  • _DSC0784

    МР

  • _DSC0799

    МР

  • _DSC0836

    МР

  • _DSC0873

    МР

При царе

— До революции в Петербурге были рекламные тумбы, но меньшего диаметра, и не такие высокие, — отметил глава КГИОП. — Современные тумбы совершенно отвратительные: громоздкие, грязные сооружения из пластика. Уродует небесную линию Петербурга крышная реклама. Колористика и содержательная сторона табло тоже вызывают недоумение. К чему эта реклама общепита, вопиющие цвета на фасадах XIX века? Этого не должно быть. Петербург не заслуживает такой незавидной участи.

Действительно, ни один из открыточных видов Петербурга невозможно запечатлеть без какой-либо рекламной помехи. Фотографируешь Эрмитаж, а в кадр лезет реклама свитера. Исаакиевский собор и Стрелка остались на память в компании с чипсами.

Особое скопление рекламы — на пересечении Невского и Садовой. Чтобы сфотографировать здание Российской национальной библиотеки, надо «обойти» семь афишных тумб, десятки стоек сити-формата и кронштейнов. Плюс гигантскую рекламу на крыше дома № 52 по Невскому.

«Дурная несогласованность»

Концепция развития наружной рекламы в Петербурге, как и архитектурно-художественные регламенты объектов наружной рекламы и информации, в разработке с 2011 года, сообщил первый зампредседетеля Комитета по градостроительству (КГА) Юрий Митюрев.

Камень преткновения — несовпадение позиций КГА, КГИОП и Комитета по печати. Первые два — за ограничение рекламных площадей. Последний, он же принимающий решения, — за пополнение бюджета за счет наружной рекламы.

«Дурная несогласованность» — так определяет причину рекламной неразберихи Михаил Мильчик, зампредседателя Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга:

— Два комитета, имеющие прямое отношение к облику нашего города — КГИОП и КГА — отодвинуты в сторону. Формально размещение рекламы и вывесок нужно согласовывать с ними, но их мнение игнорируется. Еще при Матвиенко появилась эта ненормальная ситуация, когда рекламой и выдачей разрешений на ее установку занимается Комитет по печати, хотя, как видно из названия, это не его профиль.

Перспектива

Михаил Мильчик: «Еще несколько лет назад все полномочия по выдаче разрешений на размещение рекламных конструкций в Петербурге были сосредоточены в службе главного художника, которая находилась в ведении Комитета по градостроительству и архитектуре. Должность упразднили, и случилось то, что случилось...

Увы, глава Комитета по печати не понимает, какую роль играет реклама с точки зрения искажения архитектурного облика города. Это очень тревожно. Наш город резко теряет свою привлекательность из-за дикого разнобоя.

Выход из создавшегося положения только один — воссоздание службы главного художника с правом применять жесткие санкции за нарушение регламентов и согласованность всех действий с КГИОП».

Юрий Митюрев: «Новые рекламные регламенты должны появиться в городе к концу 2013 года. В правилах будут прописаны условия размещения рекламных и информационных конструкций на тротуарах, запреты и ограничения по использованию в рекламных целях фасадов и оконных проемов. Строго ограничены размеры вывесок, их цвет и шрифт».

Александр Макаров: «В историческом центре Петербурга нужен минимум рекламы, причем сдержанной, приглушенной, не мешающей восприятию уникальных архитектурных ансамблей. Это найдет свое отражение в регламенте».

Кстати

Назначение. На прошлой неделе глава городского Комитета по градостроительству и архитектуре Олег Рыбин представил журналистам нового главного художника Петербурга Александра Петрова.

Проверка. Прокуратура Петроградского района по жалобе жителей дома № 38/96 по Каменноостровскому проспекту поручила Управлению по охране и использованию объектов культурного наследия провести внеплановую проверку ООО «Северная столица». Горожане считают, что фирма незаконно установила на историческом здании семитонный рекламный экран и разместила на чердаке здания коммуникации для трансляции рекламных роликов.

Опыт. Михаил Мильчик предлагает, разрабатывая концепцию развития наружной рекламы, ориентироваться на Рим, тоже включенный в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО:«В исторической части Рима почти нет рекламы. Рим для нас должен быть образцом отношения к наследию».

share
print