Истории

Петербуржцы разрешают разрушать архитектуру авангарда

Петербуржцы привыкли считать архитектурой только дворцы барокко и классицизма, а советскую промышленную архитектуру ставят в один ряд с хрущевками. В результате такие шедевры, как «Красный гвоздильщик» и «Красное знамя» разрушаются.

«Красный гвоздильщик» (25 линия Васильевского острова, 6Б). Бывший сталепрокатный завод с футуристической водонапорной башней по проекту архитектора Чернихова (1930-31 годы). Прямо сейчас на вершине башни растет дерево, окна выбиты и заколочены. В 2012 году Комитет по инвестициям включил «Гвоздильщик» в список территорий, которые могут стать новым творческим кластером Петербурга, но воз и ныне там.

Завод «Красное знамя» по проекту немецкого архитектора Эриха Мендельсона (угол Пионерский и Корпусной улиц) также включен в список потенциальных креативных территорий. Многие корпуса завода находятся в аварийном состоянии, а сам он принадлежит частному владельцу – обанкротившемуся в начале 2012 года. В бывших промышленных помещениях уже несколько лет проходят выставки современного искусства.

Борис Кириков историк архитектуры:

«Ленинградский авангард не получил должного внимания и почета. Символом экспериментов стала Москва. Но ленинградский авангард намного разнообразнее, не укладывается в рамки ортодоксального функционализма и конструктивизма: архитекторы сочетали прямоугольные и «кривоугольные» объемы под влиянием экспрессионизма (например, на полуарке дома на Тракторной улице), а становление и закат ленинградского авангарда проходили под влиянием неоклассики (смотрите проект крематория Ивана Фомина, 1919).

В Ленинграде всегда шло борение между традиционализмом и новаторством. Именно в Ленинграде родился самый принципиальный и новаторский вариант авангарда – супрематизм (комбинации разноцветных плоскостей и геометрических фигур – прим. «МР»). Группе Казимира Малевича (основателя направления), работавшей у нас с 1922 года, удалось перевести живописную систему супрематизма в архитектуру. Так появилось здание фабрики «Красное знамя» на углу Пионерский и Корпусной улиц.

Четыре ведущих мастера ленинградского авангарда (Гекелло, Никольский, Симонов, Демков) спроектировали Тракторную улицу в Кировском районе. Гегелло совместно с Кричевским – Дворец культуры имени Горького (площадь Стачек, дом 4). Симонов, Амбросимов, Хряков – дом политкаторжан (пл. Революции, дом 1).

Гибридные формы авангарда особенно привлекают наше внимание, учитывая состояние современной архитектуры. Беда в том, что авангард не получил в нашем городе должного признания. Он непопулярен. Горожане готовы биться за спасение рядового дома XIX века и совершенно равнодушны к замечательным произведениям советского периода. Основная причина в том, что Петербург обладает уникальным наследием барокко и классицизма, и в блеске этих шедевров авангард меркнет.

Есть еще ряд причин. В 1930-е годы произошел поворот к освоению классического наследия – во многом насильственный. Авангард стал изгоем, 20 лет сталинскому ампиру не было альтернативы. Во времена Хрущева борьба за типовое проектирование, профанация приемов авангарда дискредитировала его. Перестройка, пробудила острую любовь к тому, что было до 1917 года и особую нелюбовь к тому, что было после.

В Петербурге примерно 200 объектов архитектуры авангарда. Первые девять объектов поставили под охрану только в 1970 году. В конце 80-х – начале 90-х годов значительно расширили списки охраняемых памятников. Полный список авангарда составили в 2001 году благодаря Никите Явейну (председатель КГИОП в 1994-2003 годах – «МР»), Маргарите Штиглиц (сопредседатель петербургского отделения ВООПИиК) и мне. Сегодня 80 объектов из 200 под охраной. Но охранный статус не может быть панацеей: инвестор не всегда понимает, с чем имеет дело, а горожане не любят авангард».

Наталья Душкина, член научно-методического совета при Министерстве культуры, архитектор:

«Чтобы спасти архитектуру авангарда, нужно повышать охранный статус зданий, разрабатывать предметы охраны до того, как начинается реставрация (прописывать, например, что охраняется не только фасад, но и внутренние интерьеры), а также включать эти объекты в списки всемирного культурного наследия. В 2012 году российская сторона предложила включить в «лист ожидания» ЮНЕСКО храм Христа Спасителя в Москве (очевидный новодел) и железнодорожный мост через Енисей, который был снесен незадолго до этого».

Реплики экспертов записаны на круглом столе «Современный город и проблемы сохранения памятников архитектуры модернизма», который прошел в Государственном Эрмитаже.
 

share
print