Истории

Мигранты на рынке труда вместо россиян, часть II: клининг

На рынке клининг-услуг в Петербурге мигранты за последние годы значительно потеснили российских граждан: сегодня встретить уборщицу с условно славянской внешностью более затруднительно, чем уроженку Таджикистана или Узбекистана. «Мой район» попросил потребителей клининг-услуг, а также экспертов, оценить: выиграли мы или проиграли от такого замещения.

На сайтах клининговых компаний в Петербурге (в реестре на профильном интернет-ресурсе – 52 названия; на самом деле, фирм и фирмочек – в разы больше) мы видим фото улыбающихся женщин, в одной руке – швабра, в другой – ведро с водой. Тип внешности – подчеркнуто славянский. В частных объявлениях о поиске уборщицы самое распространенное требование – «гражданство РФ» (что, конечно, не подразумевает впрямую русского человека – но, скорее всего, несет какой-то такой контекст). 

Между тем, как рассказал «МР» источник в одной из клининг-компаний, ситуация на этом рынке аховая: в данную сферу в последнее время не хотят идти даже мигранты, что уж говорить о россиянах. Причина падения интереса среди соискателей к неквалифицированному труду: клининговые услуги не надо лицензировать - таким образом, вчерашний уборщик регистрирует собственную компанию, набирает 15 человек – и выходит на рынок, где и без него тесно; начинается демпинг, зарплаты сильно снижаются.

Петербуржцы, которые ежедневно наблюдают в офисах, торговых центрах (а при определенном уровне достатка – и у себя дома) уборщиц, вряд ли задумываются об этих тонкостях. Зато могут оценить качество уборки:

«За» мигрантов

Анна: «В офисе убирается таджичка Майя, нанимали ее через клининг-фирму. Сначала она старалась, сейчас больше халтурит. Дома мне иногда помогает таджичка Фируза. Вот она – трудолюбивая: с радостью работает за 500 рублей - моет окна, стены, плиту, холодильник».

«Против» мигрантов

Ирина: «В нашем маленьком магазинчике по вечерам убирает женщина из бывшей советской республики (точно не знаю, из какой). Тут всех делов-то - вынести мусор и протереть полы. Но она ленится. Иногда не приходит - говорит, были другие дела (она еще в кафе работает). Бывает, все делает со страшной скоростью. А мусор вообще выносит в ближайшую урну».

«За» россиян

Екатерина: «У нас офис моет русская барышня, ей лет 30. Она отлично работает. У нее, кстати, даже есть высшее педагогическое образование. Мы с ней часто чай пьем, беседуем. Платим 3 тысячи рублей в месяц, но она, конечно, не только у нас работает».

«Против» россиян

Михаил: «У нас уборкой занимается такая абсолютно русская бабуля под 70: приходит часов в семь вечера и начинает всех ругать за то, что тут разбросали, там наследили. Причем все молчат, воспринимая это как часть ежедневного ритуала».

Итого: русских уборщиц потребители характеризуют как ответственных и неглупых, но «с характером» – с уборщицами-мигрантками ответственность тоже случается, но через раз, зато они, в целом, послушнее.

«Моему району» удалось найти клининг-компанию, которая набирает уборщиц и уборщиков исключительно со славянской внешностью. Но фирма эта – специфическая: предлагает услуги эротического клининга. Соответственно, требуются не просто славяне – но мальчики-девочки с модельной внешностью. Среди мигрантов, говорит директор предприятия Александр Сергеевич, таких – единицы. Есть и другие минусы: «Нерусские работники, с которыми мне приходилось иметь дело, в основном, неграмотные, - говорит директор. - С ними намного тяжелее: никакой ответственности. Они не выполняют обязанности, пытаются как-нибудь так исхитриться, чтобы вообще ничего не делать. Русские – более понятливые и ответственные».  

Директор предприятия уверяет, что эро-клининг не подразумевает никакого интима: трогать Барби-уборщиц, вытирающих пыль неглиже, строго запрещено – можно только смотреть. Александр Сергеевич надеется, что сможет запустить фирму через пару месяцев. Платить своим славянским сотрудникам он будет в 10 раз больше, чем в среднем по городу.   

Мнения экспертов

Мария Маргулис, генеральный директор агентства «1000 кадров»: «По нашей субъективной оценке, приезжие из стран ближнего зарубежья определенно привлекаются гораздо активнее наших соотечественников. В довольно большом количестве компаний доля таких сотрудников может достигать почти 100%.

В первую очередь, это может происходить по экономическим причинам. К сожалению, в основном, привлекаемые мигранты оформлены, скажем так, не совсем корректно (и даже нелегально), таким образом, бизнес существенно экономит: во-первых, непосредственно на зарплате, во-вторых, на всех выплатах, связанных с зарплатой. По нашей оценке, легально привозить таких сотрудников и трудоустраивать их (учитывая получение разрешений на работу, прохождение медосмотра, выплату адекватной зарплаты) экономически нецелесообразно, так как на круг расходы решительно превышают аналогичные затраты на привлечение наших сограждан. 

Некоторая разница в том, как работают россияне и как работают мигранты, действительно есть. От безысходности многие люди, приезжающие к нам за лучшей долей, готовы выполнять самые неприятные виды работ за небольшие деньги. Кроме того, многие из них готовы работать помногу в самых тяжелых условиях, не позволяя себе прогуливать».

Ольга Шматко, руководитель пресс-службы HeadHunter по Северо-Западу: «По нашим данным, сегодня на одну вакансию рабочего в Санкт-Петербурге приходится 0,5 соответствующих резюме. Понятно, что сюда входят лишь те соискатели, которые для поиска работы пользуются интернетом, но в целом это иллюстрирует картину серьезного дисбаланса на рынке неквалифицированного труда: работников остро не хватает, а местные жители не очень охотно идут в такие сферы, как уборка. Как правило, на это толкают нужда или безуспешные попытки найти работу в какой-либо другой сфере. Поэтому нельзя сказать, что иностранные мигранты как-то серьезно теснят россиян в сфере клининга. Зачастую, наоборот, для компаний нанять мигранта – это единственный выход, за отсутствием других соискателей. Кроме того, многие работодатели нередко отмечают, что работники из бывших союзных республик более аккуратны, ответственны в работе, чем российские граждане, и реже злоупотребляют алкоголем».

share
print