19 октября 1986 года прошла первая массовая акция в защиту Дома Дельвига.
На этой неделе исполнилось 36 лет «Лицейскому празднику» — акции, с которой, можно считать, началась активная градозащита в современном Ленинграде-Петербурге. Тогда спасали Дом Дельвига. Сейчас Дома Басевича, Лялевича, Салтыковой, Лапина… Целый Охтинский мыс. О том, как всё начиналось, MR7 попросил рассказать градозащитника, одного из участников событий 1986 года, заместителя председателя совета недавно созданного «Старого Петербурга» Сергея Васильева.
— В 1986 году в лицейский праздник 19 октября у обреченного на снос Дома Дельвига на Владимирской площади состоялась публичная акция в защиту дома, в которой приняли участие пушкинисты, краеведы, музыканты и горожане. В защиту дома выступила Группа спасения памятников Ленинграда — Алексей Ковалев, Сергей Васильев, Татьяна Лиханова, театрализацию придумали и осуществили режиссер Николай Беляк и филолог Мария Виролайнен. Первая массовая уличная акция эпохи перестройки произвела ошарашивающий эффект; это неполитизированное выступление в защиту культурного наследия не только положило начало, но и задало формат современному этапу градозащитного движения в городе и в стране. Для её организаторов последствия этого события оказались судьбоносными: мы навсегда связали свою жизнь с защитой культурного наследия.
Трехэтажный дом на Загородном 1/14 был построен в 1811—1813 годах для купца Тычинкина. Образец классицизма. С 1829 по 1831 в доме жил Антон Дельвиг — писатель, издатель, один из близких друзей Александра Пушкина, с которым они учились вместе в лицее.
В 1986 году появилась информация, что здание будет снесено для строительства выхода станции метро «Владимирская-2». В день лицея — 19 октября — возле дома прошла массовая акция. Собравшиеся требовали сохранить здание. Группу активистов возглавил историк Алексей Ковалёв. Группа получила название «Группа спасения памятников истории и культуры Ленинграда» («Группа спасения»).
Дом Дельвига, приговорённый к сносу, но спасённый ленинградцами
Акция 19 октября 1986 года проходила как «Лицейский праздник», постановкой которого занимался режиссер Николай Беляк. Всё началось после сигнала трубача с колокольни расположенной рядом Владимирской церкви. Его подхватили трубачи на крышах других домов площади, а в окнах пустого дома Дельвига зажглись свечи, на балкон дома с факелом вышел академик Института русской литературы Александр Панченко.
Кампания по защите Дома Дельвига продолжалась месяц. Здание удалось отстоять. «Группа спасения» уже готова была самораспуститься, но в следующем году спасать потребовалось приговорённую к сносу гостиницу «Англетер».
19 октября 2022 года причастные к защите Дома Дельвига собрались на Владимирской площади, восстановили ход событий памятного дня.
Тогда главными врагами исторической застройки виделись формализм системы руководства городской культурой, отсутствие средового подхода и осознания универсальной ценности исторической застройки города, утилитарный технократический подход, директивность и безразличие. Мы пытались говорить с властями на языке культуры, вовлекая в градозащиту носителей этого языка — неравнодушных ленинградцев, архитекторов, краеведов, культурологов, художников, поэтов, людей творчества…
Сегодняшняя градозащита существенно отличается от того, чем занималась тогда «Группа спасения». Сегодня мы пытаемся формулировать и разрешить системные проблемы. Их множество. Это ветшание исторической застройки центра при деградации механизмов ремонта и реставрации подлинных деталей, это атаки строительного лобби, пытающегося пересмотреть законодательство, защищающее исторические зданиям. Это удручающе враждебное отношение власть имущих к градозащите, отказ от диалога с экспертным сообществом.
Фото: Светлана Кульчицкая
19 октября 2022 года. Участники "Лицейского праздника" на месте событий.
Но и тогда, и сейчас — градозащита начинается с личного контакта с конкретными домами, носителями живой души, которые шлют сигналы sos о спасении. Кого-то удаётся спасти, кого-то нет, но даже спасенные некогда памятники вовсе не защищены от равнодушия и вандализма впоследствии.
В конце 1980-х на нашем счету были возрождаемые из руин Муринская и Воскресенская церкви, спасённые от сноса дома Дельвига и Достоевского на Владимирском, но и утративший подлинность, варварски перестроенный Дом Шиля на Вознесенском, не спасённые старая застройка в Рыбацком, раскатанная по бревнышкам и погибшая Дача Воронихина на Каменноостровском
и т. д. и т. п.
Сейчас так же взывают о помощи живые руины — многострадальный Дом Лялевича на Розенштейна, более известный Дом Басевича на Большой Пушкарской, неприкаянный заброшенный практически незнакомый горожанам памятник — Конюшенное ведомство, беззащитные деревянные дачи пригородов, беззащитные хрупкие фрагменты прекрасных витражных окон доходных домов, изуродованные стеклопакетами фасады домов исторического центра.
И в числе самых страшных угроз Городу — проект застройки Охтинского мыса, несущий гибель уникальным крепостным сооружениям Петербурга.