Истории

«Ювента». Как мне «увидеть» своего ребенка?

«Ювента». Как мне «увидеть» своего ребенка?
Фото: piхabay.com

С профессионалами разбираемся в психологии подростков.

Чужая душа — потёмки. А внутренний мир подростка — потёмки с буреломом и сюрпризами. Со специалистами Городского центра охраны репродуктивного здоровья подростков «Ювента» попробуем разобраться в этих сложных материях — взаимопонимания, взросления и самосохранения — физического и психологического.

Начнем едва ли не с самого главного — мира в семье. О том, как и зачем адекватно взглянуть на своего ребенка, рассказывает медицинский психолог, заведующий отделением психологической помощи со службой «Телефон доверия» СПб ГБУЗ «Центр охраны репродуктивного здоровья подростков «Ювента» Татьяна Кононова.

Кононова Татьяна Алексеевна.png

Фото: Татьяна Кононова

Если ребенку повезло расти в семье, то именно семейная атмосфера и особенности взаимоотношений между членами этой семьи формируют характер ребенка, определяют модель его поведения: он растет либо открытым, доброжелательным, уверенным в себе, либо замкнутым, тревожным и агрессивным.

И хотя воспитанию детей уже миллионы лет, для каждого ребенка и родителя этот процесс всякий раз в новинку. И тот, и другой впервые осваивают свои роли во взаимодействии (даже если это пятый ребенок в семье, он впервые пятый в этой семье), то есть проходят совместный процесс адаптации к новой ситуации, для которого требуется колоссальное количество эмоциональных и физических вложений с обеих сторон.

Правда, в отличие от ребенка у родителя (в большинстве случаев) уже есть представления о том, «как дитя должно себя вести», как и чему его нужно учить и как оно должно реагировать на ту или иную ситуацию. Эти представления складываются из того, как воспитывали этого родителя его родители или как он бы этого хотел, как он растил предыдущего ребенка или просто увидел в кино, прочитал в книжке по детской психологии и т. п.

Для ребенка в любом случае все происходит впервые. Он не такой, как его мама или папа, не такой, как его брат или сестра. Зато он познает окружающее, собственные возможности, потребности через отношение к себе родителей, близких, в зависимости от их реакции формируется представление о себе.

Конфликт происходит тогда, когда модель поведения ребенка не вписывается в систему представлений родителя, и он как «компетентный взрослый» (имеющий право) возмущен этим фактом и требует соответствующего поведения, часто без учета потребностей ребенка, связанных с его эмоциональным и физическим состоянием.

Идеально, когда взрослый способен остановиться, понять, что что-то идет не так, и задуматься, что он, как все еще компетентный родитель, может сделать.

Мы предлагаем начать с того, чтобы просто «увидеть» своего ребенка. Это позволит разглядеть, что отличает его, да и вас, от той идеальной модели, которую вы себе когда-то нарисовали.

5 шагов навстречу своему ребёнку

  1. Посмотрите, как воспринимают вашего ребёнка друзья, учителя, что они в нем видят хорошего;

  2. Представьте себя на месте вашего сына/дочери, попробуйте почувствовать его переживания, мотивы поступков, иногда не очень одобряемых вами, но очень часто используемые им (поведение — это всегда отражение внутренних представлений и переживаний вовне);

  3. Соотнесите свою критику по отношению к ребёнку с частотой одобрения его поступков, результатов действий, достижений (поощрение и подкрепление даже незначительных успехов — основное условие развития личности);

  4. Попробуйте оценить, поисковая активность вашего ребёнка (поступки, смена круга друзей, интересов) способствует его развитию (успешность в учебе, достижения/результаты в спорте, хорошие отношения в семье, со сверстниками) или в большей мере создаёт проблемы для него самого и окружающих (саморазрушающее поведение, социальная изоляция, проблемы общения и т. п.).

  5. Прислушайтесь к себе, появляются сомнения в «правильности» собственного поведения, объективности своего отношения к ребёнку или наверняка знаете, что состояние/поведение сына/дочери нуждается в экспертной оценке специалиста, не теряйте времени — смело обращайтесь к психологу!

Как бы то ни было, ваш ребёнок развивается по-своему «индивидуальному плану», есть особенности взаимодействия с окружающими, он мыслит другими категориями, реагирует на события не так, как принято большинством, не вписывается в имеющиеся стандарты, не соответствует нашим ожиданиям. Но, каким бы специфичным ни был процесс развития, он проходит здесь и сейчас — при нашем участии. Поэтому от того, как мы будем выстраивать отношения, понимать потребности и учитывать в первую очередь (!) возможности самого ребенка, будут зависеть его будущее и наша родительская состоятельность.

Очень может быть, что организация условий развития — поддерживающая, эмоционально теплая обстановка в семье (не «тепличная», а естественная, с учетом возможностей и потребностей всех членов семьи), адекватное возможностям ребенка отношение в социуме (отсутствие рамок, в которые нужно вписаться, чтобы соответствовать и т. п.) — приведет к тому, что «защитный механизм» в виде агрессии, напряжения, сопротивления отпадет за ненадобностью и ребенок будет более успешным и гармоничным в соответствии со своей уникальной программой развития.

А всего-то и нужно — увидеть своего ребенка…

share
print