Новости

Чтобы не исчез нонконформистский Ленинград

Историк Лев Лурье считает, что надо успеть сохранить память о «позднем Ленинграде».

Петербургский историк Лев Лурье рассказал о проблеме сохранения памяти о позднем Ленинграде. С докладом на эту тему он выступал на открывшейся сегодня международной конференции «Вокруг Бродского: неподцензурная литература Ленинграда 1950−1970-х годов».

Историк уверен, что сейчас, пока свидетели неподцензурной культурной жизни Ленинграда 1970-х еще живы, необходимо с ними общаться, фиксировать то, что не вошло в официальную историю города. Лев Лурье привел пример «ненаписанной истории полуподпольных театральных студий»:

— Существовала театральная студия «Радуга» Эрика Горошевского. Он умер в 2006-м. А что мы знаем о спектаклях этого театра? Но ведь имя Горошевского связано с историей рок-группы «Аквариум» и со множеством других талантливых людей того времени. И таких интересных студий было много, — рассказывает Лурье.

Он также упомянул неосуществившиеся театральные и телевизионные проекты, следы которых тоже надо зафиксировать.

— Чудом сохранилась, например, пленка запрещенного телевизионного спектакля «Фиеста» Сергея Юрского (телеспектакль по роману Эрнеста Хемингуэя «И восходит солнце» со звездным составом, включавшим Михаила Барышникова. — Ред.), потому что ее не стер тот человек, который должен был это сделать. Историю этого спектакля мы знаем. Но есть масса других спектаклей и телепередач, которые так и не дошли до зрителя, ни в дни их создания, ни позже, — объясняет Лурье.

Историк напомнил и о том, что в первой половине 1960-х сложилась сильная «ленинградская социологическая школа» (Андрей Здравомыслов, Игорь Кон, Владимир Ядов), но и она к середине 1980-х была разгромлена. Об этом также нельзя забывать.

— Надо собирать фотографии, архивы, личные фонды, дождаться, когда откроются архивы КГБ и КПСС того времени. Надо искать культурные институции — государственные и негосударственные, которые стали бы партнерами по сохранению этой памяти, например, музей Иосифа Бродского «Полторы комнаты», — уверен историк.

share
print