Истории

Как отметить 200-летие Достоевского

Как отметить 200-летие Достоевского
Фото: Юрий Павлов. Федор Достоевский / картина с выставки в Михайловском замке

Пандемия не дает развернуться, но несколько выставок все же могут заинтересовать любителей преступлений, наказаний и прочих бесов.

Юбилей Достоевского — 200 лет со дня рождения — в Петербурге будут отмечать 11 ноября. Но до и после в городе проходили и будут проходить выставки и конференции, посвященные писателю. Собрали основные мероприятия.

Литургия и панихида

По традиции в день рождения классика в соборе во имя Владимирской иконы Божией Матери, прихожанином которой был писатель, будет совершено его торжественное поминовение.

9:00 — Начало заупокойной Литургии

10:00 — Торжественная панихида

Адрес: Владимирский проспект, дом 20.

16.00 — Торжественная лития и возложение цветов к могиле Достоевского состоятся в Некрополе мастеров искусств Государственного музея городской скульптуры.

Адрес: площадь Александра Невского, 1.

Ножные кандалы каторжника.jpg

Фото: Галина Артеменко / MR7
Ножные кандалы каторжника. Музей Ф.М. Достоевского

Международная конференция «Достоевский и мировая культура»

11−13 ноября в Петербурге пройдет Международная конференция «Достоевский и мировая культура». Из-за коронавирусных ограничений многие участники будут онлайн, но часть иностранных гостей все же ждут в Петербурге. Это исследователи творчества писателя со всего мира — из Германии, Венгрии, Израиля, Мексики, США и Японии.

Конференцию примут Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского, филфак СПбГУ и Михайловский замок.

В.А. Бобров. Портрет Ф.М. Достоевского. 1883. Офорт. 35.6 х 26.2. ГРМ..jpg

Фото: Пресс-служба Русского музея
В.А. Бобров. Портрет Ф.М. Достоевского. 1883. ГРМ.

Выставка одного документа «Жизнь в нас самих…»

С 1 ноября в Центральном архиве литературы и искусства Петербурга можно увидеть собственноручную копию (оригинал хранится в Москве, в Российской государственной библиотеке) письма Федора Достоевского брату Михаилу. Оно было написано вскоре после того, как Федор едва не был казнен за участие в революционном кружке петрашевцев. Когда 22 декабря 1849 года приговоренные к смерти уже стояли на Семеновском плацу (современная Пионерская площадь), а первая тройка была приготовлена к расстрелу, примчавшийся адъютант императора сообщил о замене казни каторжными работами. Хотя сам смертный приговор был отменен еще 19 ноября и вся «казнь» была лишь жестокой инсценировкой.

28-летний Достоевский получил четыре года каторги. С Семеновского плаца его увезли в тюрьму Петропавловской креспоти, откуда он и писал брату:

«Брат! Я не уныл и не упал духом. Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не уныть и не пасть — вот в чем жизнь, в чем задача ее. Я сознал это. Эта идея вошла в плоть и кровь мою. Да, правда! Та голова, которая создавала, жила высшею жизнию искусства, которая сознала и свыклась с возвышенными потребностями духа, та голова уже срезана с плеч моих. Осталась память и образы, созданные и еще не воплощенные мной. Они изъязвят меня, правда! Но во мне осталось сердце и та же плоть и кровь, которая также может и любить, и страдать, и желать, и помнить, а это все-таки жизнь!»

Выставка одного документа продлится до конца ноября.

Адрес: Шпалерная улица, дом 34 В.

Ф. М. Достоевский, отбывающий службу в Семипалатинской ссылке (фото С. Лейбина, 1858).jpg

Фото: пресс-служба ГМИ СПб
Ф. М. Достоевский, отбывающий службу в Семипалатинской ссылке (фото С. Лейбина, 1858)

Выставка «Ф.М. Достоевский — узник Петропавловской крепости»

Собственно о днях, которые писатель во время следствия и после суда провел в тюрьме, можно узнать «на месте событий» — в Трубецком бастионе Петропавловской крепости.

11 ноября в помещениях бывшей квартиры тюремного смотрителя откроется выставка «Ф.М. Достоевский — узник Петропавловской крепости». Посетители увидят документы, фотографии и другие материалы из фондов Государственного музея истории Петербурга и других городских музеев. Начинающий литератор Федор Достоевский сидел рядом с теми помещениями, где разместится экспозиция, — в Алексеевском равелине крепости. Он находился в заточении с 23 апреля 1849 года и провел в стенах главной политической тюрьмы Российской империи — «секретном доме» Алексеевского равелина — восемь месяцев.

Выставка продлится до 1 июля 2022 года.

Адрес: Петропавловская крепость, Трубецкой бастион.

Гелий Коржев. Федор Достоевский на каторге. 1986–1990 Холст, масло. 250 x 128.jpg

Фото: Пресс-служба Русского музея
Гелий Коржев. Федор Достоевский на каторге. 1986–1990

Выставка «Достоевский в изобразительном искусстве»

В Михайловском замке, где в Инженерном училище в юности постигал науки Достоевский, продолжается выставка, представляющая образы писателя в изобразительном искусстве.

«Выставка не претендует на раскрытие феномена Достоевского во всей его полноте и сложности», — честно признают организаторы, но предлагают посмотреть, как художники в разное время воспринимали Федора Михайловича и героев его произведений.

На выставке представлены как вполне известные гравированные портреты Достоевского конца XIX века и классические монументальные скульптуры, так и яркие психологические портреты, иллюстрации к романам, эскизы костюмов и декораций к театральным постановкам по произведениям юбиляра.

Выставка продлится до 15 ноября.

Адрес: Садовая улица, дом 2.

Выставка к 200-летию Достоевского_(Дина Коблова)_155505.jpg

Фото: Дина Коблова. Выставка в Михайловском замке.

Новая экспозиция в Музее Достоевского

В год 200-летия писателя музей, работающий в доме, где он жил, подготовил новую литературную экспозицию — «Достоевский. Жизнь и творчество: Pro et contra». Ее создавали три года.

Весь жизненный и творческий путь писателя «уместился» в зале на втором этаже музея. Авторы экспозиции — директор музея Наталья Ашимбаева, заместитель директора Борис Тихомиров и художник Аркадий Опочинский — создали очень насыщенную, классическую и в то же время современную экспозицию.

Вход в новую экспозицию музея7.jpg

Фото: Галина Артеменко / MR7
Входна новую экспозицию музея

Pro et contra (за и против) — судьба писателя, его борьба с собой и его противостояние внешним испытаниям — таков смысл экспозиции. Ключевые события в жизни и творчестве акцентированы «окнами» — подсвеченными нишами в зале. Фоновой росписью стен стали рисунки одного из лучших современных художников Петербурга Михаила Бычкова. Его взгляд на город созвучен произведениям писателя, его мироощущению.

Весь путь Достоевского — рождение в Москве, учеба в столичном Инженерном училище, первый литературный успех, кружок «петрашевцев», Алексеевский равелин и Семеновский плац, каторга и служба солдатом в казахстанском Семипалатинске, возвращение в Россию, великие романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», публицистика — «Дневник писателя» и «Пушкинская речь» — все до посмертной маски уместилось на столь небольшом пространстве, в котором можно провести несколько часов.

Наталья Ашимбаева обращает внимание на ряд деталей экспозиции. Например, на выдержки из так называемой «Сибирской тетради». Достоевский вел ее в Омском остроге, записывал в нее все, что слышал от тех, с кем проводил дни и ночи в остроге. Например, такое:

«Нашего брата, дураков, ведь не сеют, а мы сами родимся».

«Деньги — голуби; прилетят и опять улетят».

«А вы, матушка, не слушайте, у вас золотом уши завешаны».

«Какой я тебе брат? Рубля вместе не пропили, а брат!»

«А наши доходишки, сами знаете, либо сена клок, либо вилы в бок».

Впоследствии Достоевский напишет, что «душу народа он узнал на каторге».

«…даже каторжные не испугали меня — это был русский народ, мои братья по несчастью», — в 1856 году сообщал Федор Михайлович в письме поэту Аполлону Майкову.

Зал новой экспозиции музея.jpg

Фото: Галина Артеменко / MR7
Зал новой экспозиции музея Ф.М. Достоевского

А в разделе экспозиции о романе «Бесы» представлена небольшая книжечка, написанная шифром, рядом — ключ к нему. Это «Катехизис революционера» — устав революционной организации «Народная расправа», составленный ее главой Сергеем Нечаевым в 1869 году. Именно Нечаев стал прототипом одного из главных героев «Бесов» Петра Верховенского.

— После ареста Сергея Нечаева за убийство студента Иванова при обыске у одного из нечаевцев нашли эту зашифрованную книжечку, — рассказывает Наталья Ашимбаева. — Расшифровали и прочли документ, предписывающий революционеру не иметь привязанностей, преступить через все моральные законы во имя своей идеи.

В «Катехизисе революционера» была впервые представлена программа широкомасштабного террора «для достижения светлых целей». Это так ужаснуло власти, что расшифровку опубликовали в «Правительственном вестнике», чтобы показать, какие чудовищные идеи вынашивали в «Народной расправе». Позже, во время революционных событий 1917 года, книжечка пропала. Второй ее экземпляр, но без ключа к шифру, обнаружили в 1920-е, но он тоже был утрачен. Копию книжечки восстановили под руководством Бориса Тихомирова по той самой публикации в «Правительственном вестнике».

Новую экспозицию в музее дополняют видеоматериалы — программы «Петербург Достоевского» (адреса Достоевского и его героев), «Заграничные поездки Достоевского», «Образ Достоевского» в фотографиях, живописи, графике, скульптуре. А на одном из экранов можно прочесть цитаты о Достоевском известных писателей, актеров, ученых, политиков.

Адрес: Кузнечный переулок, дом 5.

Выставка к 200-летию Достоевского_(Дина Коблова)_162359 (1).jpg

Фото: Дина Коблова. Выставка в Михайловском замке.

Великие о Федоре Достоевском

Поэт Иосиф Бродский: «Конечно же, Достоевский был неутомимым защитником Добра, то бишь Христанства. Но если вдуматься, не было и у Зла адвоката более изощренного. У классицизма он научился чрезвычайно важному принципу: прежде чем изложить свои доводы, как сильно ни ощущаешь ты свою правоту и даже праведность, следует сначала перечислить все аргументы противной стороны».


Югославский и сербский кинорежиссер и актер кино Эмир Кустурица: «Достоевский — мой любимый писатель. Потому что он всегда актуален. Все, что происходит в современной жизни, давно подробно описано в его романах. Это не значит, что я во всем с ним согласен. Например, утверждение о том, что мир спасет красота, считаю спорным. Так, и прочитав романы Достоевского, люди продолжают быть злыми…»


Писатель, поэт, журналист Дмитрий Быков: «Меня совершенно не бесят политические взгляды Достоевского, а наоборот, политические взгляды Достоевского мне представляются эстетически очень интересными и очень привлекательными — до тех пор, пока это литература. Когда это становится политикой — ну, ужасно, конечно. Но без своих политических взглядов, без своей энергии заблуждения он не написал бы „Дневника писателя“. А „Дневник писателя“ мне кажется самым совершенным и глубоким произведением».


Писатель Франц Кафка: «Благодаря мудрой жестокости жизнь Достоевского становится произведением искусства, его биография — трагедией. И в чудесной символике его художественные произведения повторяют характерные черты его собственной судьбы. Тут есть таинственные совпадения, мистические сцепления, удивительные отражения, которые нельзя ни понять, ни объяснить».


Писатель Кэндзабуро Оэ: «Писать я учился у русской литературы. Разумеется, не я один. Японская литература нового времени и современная японская литература в целом учились и продолжают учиться поныне у русской литературы. Методу отображения жизни, проникновения во внутренний мир человека я учился у Толстого и Достоевского. „Братьев Карамазовых“ я читал двенадцать раз».
share
print