Истории

Льготные путевки в лагерь с плесенью и хамством

Красносельский район отправил семьи с детьми-инвалидами на отдых в пансионат, который через шесть дней после их размещения признали опасным для проживания.

Почти по 48 тысяч рублей обошлись бюджету города путевки для детей-инвалидов к морю, солнцу, прогнившим матрасам, опасным обедам и советскому сервису в худшем его проявлении. Спасал петербуржцев анапский следователь. Городские чиновники прибыли помогать, когда все самое страшное для семей уже осталось позади, контракт с фирмой, устроившей «адский отдых» никто расторгать не собирается, даже несмотря на заведенное СК уголовное дело.

Кошмаром обернулся для семей с детьми-инвалидами из Красносельского района «льготный» отдых в Анапе. Путевки положены детям, а также одному или двум сопровождающим по закону, в зависимости от сложности заболевания ребенка.

Администрация района провела тендер на организацию отдыха. По условиям конкурса, детей должны были отправить в Краснодарский край, в санаторий для оздоровления. Конкурс выиграло ООО «Экспертная компания». Вся закупка обошлась бюджету в 32 миллиона рублей. А стоимость путевки на одного петербуржца — 47 900 рублей.

При этом семьи за свой счет покупали билеты до курорта и обратно. Учитывая, что путевки им выдавали в июне, найти дешевые билеты в разгар сезона было нереально. Так что совсем дешевым такой отдых тоже не назовешь.

В первых числах июля петербуржцы начали заселяться в пансионат «Полярные зори» в Анапе. Такой разрухи многие не видели давно. Дети и взрослые прожили в нем меньше недели. А итогом стало уголовное дело.

Мы попросили родителей, чьи дети «пострадали» от льготного оздоровления, рассказать, что пришлось пережить. Вот три их истории.

I

«Это были шесть дней ада»

Екатерина Желтикова с мужем и 12-летним Ваней, у которого расстройство аутистического спектра, приехали в пансионат на машине 1 июля.

— Когда мы подошли к корпусу, у меня уже начались сомнения, — рассказывает Екатерина. — Мы поднялись на третий этаж: ключа от двери не было — его, оказывается, потеряли, и сама дверь еле открывалась — ее заклинило. Дальше больше.

В санузле — черная плесень, холодная вода текла тонкой струйкой и, как потом выяснилось, по расписанию. Горячая вода отсутствовала по 3−4 часа в день. Полы были жутко грязные, постельного белья и чистых полотенец не было…

Когда Мария с мужем пошли разбираться, что вообще происходит, администратор заявил: «У нас тут лагерь, других номеров нет, и вообще, мы детей с ограниченными возможностями по здоровью не ждали — для них нет никаких условий».

В столовой Екатерина сообщила, что ее ребенку по медпоказаниям нужно особое питание — без глютена, молока, сахара. Ей ответили, что заменять ничего не будут: «Что есть, то и ешьте».

— На четвертом этаже пансионата шла стройка. На первом этаже стены до потолка были в плесени, потому что весной, как мы узнали, там был потоп. Шесть дней мы дышали этой сыростью. Отношение к нам было просто издевательское. Сотрудники пансионата нам говорили: «Если вам тут так не нравится — уезжайте. Что-то не нравится с питанием — идите в магазин. Вы же за все это не платили, вы же бюджетники». И смеялись, — продолжает рассказ Екатерина.

матрас.jpeg

Фото: Екатерина Желтикова
Матрасы с плесенью, на которых приходилось спать.

Чтобы накормить Ваню, родители купили гречку, рис и яйца.

—  Муж умолял повара в столовой: «Приготовьте хотя бы это». Она еле-еле согласилась, один раз сварила гречку и яйца, а на следующий день сказала: «Если я вам еще раз сделаю, другие тоже потребуют. Больше не буду». — Екатерина Желтикова вспоминает каждый день пребывания в этом лагере с содроганием.

На шестой день пребывания в пансионате у сына Екатерины начались рвота и понос, появились высыпания на коже. Лекарства покупали сами, потому что медпункта на территории пансионата тоже не было.

— Это были шесть дней ада, метания и стресса, — вспоминает Екатерина. — Я ревела по ночам от усталости и ужаса.

Видео: Архив родителей
Ужас, с которым столкнулись родители детей-инвалидов, приехавшие на отдых и реабилитацию на море

II

«Вместо того, чтобы дышать морским воздухом, они дышали плесенью»

У другой петербурженки Екатерины Балтыковой в том же пансионате находились двое сыновей Данзан и Алтан и их бабушка Елена.

— Номер, в который их заселили, элементарно был не убран, — рассказывает Екатерина. — Мама обратилась к горничным, на что ей ответили: «Вы сами, наверное, все замусорили пока заселялись». А там апельсин валялся под кроватью, презерватив, паутина, пыль везде.

пол.jpeg

Фото: Екатерина Желтикова
Дырявый линолеум - норма

— Мама разозлилась и попросила швабру с ведром со словами: «Я сама для своих внуков приберусь», — говорит Екатерина.

Ей единственной удалось дозвониться до гендиректора ООО «Экспертная компания» Ирины Мухиной и рассказать о случившемся.

— Ирина сначала пообещала помочь, потом перестала брать трубку, кто бы из родителей ей не звонил, — рассказывает Екатерина, — Я уже готова была купить обратные билеты, чтобы вернуть моих детей и маму домой. Мама сильно перенервничала, а у детей начались истерики и проблемы со здоровьем.

Екатерина жалуется, что у её ребенка появились отеки, кашель и сыпь.

Как и другой семье, Балтыковым отказались предоставлять отдельное питание, объяснив это тем, что их «лагерь не рассчитан на детей с инвалидностью».

— В итоге у меня двое детей ходили голодные. Они могли там чай попить, компот, фрукты и то не все, кусочек хлеба, пару раз пюре давали. Молочные каши — нельзя, супы все на курице и рыбе — тоже нельзя, — вспоминает Екатерина. — Маме повара отвечали: «Извините, закупать отдельно кусок говядины для вас мы не будем».

Екатерина не собирается «прощать» администрацию района, которая отправила ее сыновей в дешевый, заплесневелый лагерь.

— Нервные срывы, истерики, тревожность и проявление аутоагрессии. Вместо того, чтобы оздоровиться на море и подышать морским воздухом, они дышали плесенью, — Екатерина говорит, что будет добиваться компенсаций не только проезда, но и морального вреда от чиновников. — Они обязаны были проверить, куда отправляют детей.

Видео: Елена Балтыкова
На этом видео, пенсионарка Елена Отхоновна указывает администраторам на грязь в номере, а они обвиняют ее в постановке: якобы она сначала разложила по полу мусор, а потом их вызвала для уборки

III

Ночь с крысами и насекомыми

Анна Стругова тоже переживала за 12-летнию дочку Вику с лимфангиомой (онкозаболевание лимфатических узлов) из Петербурга — в «Полярные зори» девочка поехала с бабушкой Еленой.

— Из-за того, что самолет задержали, мои приехали в пансионат ночью, — рассказывает Анна Стругова, — Охранник вышел и сказал: «Никого нет», — и предложил подождать до утра в каком-то помещении, где всю ночь бегали крысы и насекомые. На вопрос, как в таких условиях ждать, он ответил: «Скажите спасибо, что вообще пустили в санаторий».

А утром оказалось, что администрация была на месте, просто им о приезде отдыхающих не сообщили. Елену Стругову с внучкой отвели в номер: воды не было, матрас с плесенью.

матрас2.jpeg

Фото: Екатерина Желтикова
Родители зафиксировали все, что происходило с ними в пансионате "Полярные зори" в течение 6 дней

— Но самое ужасное, что, когда мама пошла просить улучшить условия, ей начали угрожать, что ее сейчас вообще выгонят, потому что у них произошла какая-то ошибка и путевку написали не на Викторию, а на Виктора. Получается, что вместо того, чтобы посмотреть, что возможно вышла ошибка, опечатка, они начали ее шантажировать. А маме тоже нервничать нельзя, она мне звонит, волнуется: «Куда я поеду, где мне искать Виктора?»

Следователь Лапин всех спас

Родители начали объединяться против пансионата в первые же дни «отдыха». 3 июля они составили коллективную жалобу, и отправляли ее во все возможные ведомства Петербурга, Анапы и Краснодарского края, а также в «Экспертную компанию», которая отправила их в этот пансионат.

В ночь с 5 на 6 июля в пансионат приехал следователь СК Анапы Антон Лапин. По словам петербуржцев, он находился на территории пансионата до вечера 6 июля. Изучал территорию, фиксировал все нарушения, опрашивал постояльцев и собирал заявления.

— 6 июля на территории были МЧС, Роспотребнадзор, СЭС, много людей в погонах. Весь день мы давали показания, а на следующий день он же организовал нам переезд в другой пансионат, потому что этот он закрыл, — продолжает рассказ Екатерина Желтикова, — Мы все ему очень благодарны, потому что не он вообще должен был этим заниматься.

Петербуржцев в результате разместили в двух пансионатах — «Звездочка» и «Родник». Многие сразу обратились к врачам из-за обострившихся заболеваний. Впоследствии, факты этих медосмотров лягут в основу уголовного дела.

6 июля по поручению председателя СК РФ по Санкт-Петербургу было возбуждено уголовное дело о халатности при организации летнего отдыха детей-инвалидов (ч .1 ст. 293 УК РФ).
По данным следствия, неустановленные должностные лица из числа сотрудников администрации Красносельского района при заключении госконтракта ненадлежащим образом исполнили свои должностные обязанности по проверке условий проживания в пансионате «Полярные зори».

Уже через неделю после событий, Антон Лапин приехал в пансионаты к своим «подопечным» с подарками.

890x675_lcl6ZV69FyWn7Qsu28U0 (1).jpg

Фото: Архив родителей
Всем детям раздали подарки и пообещали сводить в дельфинарий

«Подпишите, что претензий нет»

Администрация Красносельского района прибыла в Анапу лишь 10 июля. Сначала они приехали в санаторий «Звездочка», где предлагали подписать своим подопечным заявления о продлении отдыха и об отсутствии претензий к данной организации.

— Многие подписали, — говорит Екатерина Желтикова. — Но когда они приехали к нам в «Родник», мы договорились с родителями, что не подпишем.

заявление.jpg

Фото: Архив родителей
Такие заявления предлагали подписать родителям представители Красносельской администрации

Вместо этого возмущенные родители пишут заявления с требованием компенсаций за моральный ущерб, оплаты проезда к месту оказания некачественного отдыха и обратно, а также на продление бесплатной путевки.

Администрация, по словам петербуржцев, на словах извинялась и пыталась оправдаться тем, что из-за «ковидных ограничений» им запретили командировки, соответственно, они не могли проверить пансионат заранее.

— Но разрешительную документацию-то они должны были проверить? — рассуждает Екатерина Балтыкова. — Очевидно с этим будет разбираться следствие.

Родители говорят, что только сейчас через неделю после переезда, они начали полноценно отдыхать, потому что до сих пор отходили от стресса, поправляли здоровье детей, оформляли документы и решали оргвопросы. Дети, особенно те, у которых поведенческие проблемы, отреагировали на события одинаково негативно.

Идите в суд

Представитель администрации Красносельского района 15 июля позвонил Марии А., которая сейчас с ребенком находится в санатории «Родник», и предупредила, что, скорее всего, компенсаций придется добиваться через суд.

— Чиновница мне сказала, что любые выплаты от администрации осуществляются только по решению суда. Но это же резонанс — администрация будет судиться с пострадавшими по уголовному делу? Так они уже совсем упадут в глазах общественности. Они также спросили, не готовы ли мы рассматривать продолжение отдыха в счет наших претензий. Однозначно нет! И это наша коллективная позиция.

Анна от лица всех родителей попросила впредь администрацию общаться с ними через юриста Никиту Сорокина, который представляет их интересы, а сотрудница обещала с ним связаться.

Юрист, правозащитник, и сам инвалид Никита Сорокин на данный момент так и не дождался звонка от администрации района, но готов к любому продолжению истории.

Официально

Редакции MR7 в пресс-службе Красносельского района ответили, что в качестве компенсаций детям-инвалидам, которые попали в пансионат «Полярные зори», будут предложены путевки на следующие смены в оздоровительных лагерях, расположенных на территории Краснодарского края. С ООО «Экспертная компания» контракт расторгнут не будет, так как фирма продолжает предоставлять услуги по организации отдыха и оздоровления детей-инвалидов. Однако в отношении фирмы рассматривается вопрос о применении штрафных санкций за предоставление услуг, не соответствующих условиям контракта.

В самой ООО «Экспертная компания» на звонок журналиста по единственному опубликованному номеру мобильного телефона ответили лишь один раз, попросили перезвонить и с тех пор перестали поднимать трубку.

Комментарий эксперта

Почему все так плохо из года в год?

денисова.jpg

Фото: Наталья Денисова

Председатель регионального отделения ВОРДИ (Всероссийская организация родителей детей-инвалидов) Наталья Денисова в курсе происходящего в Анапе и не только. К ней обратились уже 20 человек с жалобами на организацию отдыха из разных районов города: где-то многим не достались путевки, в других районах жаловались на некачественный сервис. Наталья составила письмо в Комитет по образованию с предложениями и рекомендациями, как можно избежать подобных ситуаций в следующем сезоне.

—  Мы предложили создать общественную экспертную группу из родителей, в которую можно включить родителя ребенка-опорника, родителя слепо-глухого ребенка, родителя ребенка-аутиста, чтобы они объезжали пансионаты перед сезоном и проверяли доступность среды, — объясняет Наталья Денисова.

Сейчас общественная организация проводит опрос о качестве льготного отдыха детей-инвалидов. Желающие могут заполнить анкету. Ответы будут использованы для анализа ситуации.

Справка

ООО «Экспертная компания» участвует в тендерах по организации отдыха в санаторно-курортных организациях Черного и Азовского морей, согласно данным СПАРК, с 2018 года.

В этом году она участвовала в 120 закупках, заключила контракты по 55 из них на сумму около 450 миллиона рублей.

В данный момент администрация Кировского района подала иск к «Экспертной компании» за неисполнение обязательств по договорам на сумму около 4,12 миллионов рублей. Дело находится на рассмотрении в Арбитражном суде.

В то же время сама фирма 8 июля подала иск к администрации Московского района также за неисполнение обязательств по договорам. О том, как «Экспертная компания» отправила жителей «Московского района» в закрытый санаторий, читайте в нашем следующем материале.
share
print