Новости

Самое знаменитое изображение Ахматовой впервые оказалось в ее доме

В День рождения Анны Ахматовой, 23 июня, в музее поэта в Фонтанном доме на только что открывшейся выставке проходят первые встречи с посетителями. А знаменитый портрет Ахматовой работы Натана Альтмана впервые за многие десятилетия покинул стены Русского музея.

Выставка «Натан Альтман. Анна Ахматова. «Портрет ведет себя странно…» готовилась три года — именно три года назад идею выставки принесла в музей художник Станислава Малаховская — праправнучка Натана Альтмана. Альтман и Ахматова, оба родились в 1889 году и три года назад состоялись 130-летние юбилеи. Но если 130 лет Ахматовой и 30-летие создания музея в Фонтанноом доме отмечалось довольно широко, то 130-летие Натана Альтмана — автора знаменитого портрета Ахматовой 1914 года, по сути, отмечается сейчас — так уж получилось. Недавно состоялась выставка Альтмана в K-Gallery. А теперь вот в Фонтанном доме.

Представлены живопись, графика, куклы, фотографии, документы. Впервые предоставила для выставки картины Альтмана, его личные вещи семья художников Малаховских.

в темной половине зала.jpg

Фото: Галина Артеменко

На выставке есть панорамная фотография, которая кажется старинной, но на самом деле создана недавно Андреем Самойловым с крыши дома на Петроградской стороне на Мытнинской набережной — для того, чтобы попасть на эту крышу, пришлось просить помощи районной администрации. Зачем был нужен этот снимок широкой панорамы Невы и города? Потому что создание портрета Ахматовой кисти Альтмана описано в ее стихотворении «Эпические мотивы» так:

…Под самой крышей в грязном, шумном доме,

Где он, как чиж, свистал перед мольбертом,

И жаловался весело, и грустно

О радости небывшей говорил.

Закончив сеанс, Ахматова и Альтман выходили на крышу, смотрели сверху на Петербург. Теперь с этой же точки на город сможет посмотреть каждый посетитель выставки.

А сам портрет Ахматовой впервые за долгие годы покинул залы Русского музея, где он хранится с 1920 года, и в первый раз за историю своего бытования оказался здесь, в доме поэта.

«Такой худой я никогда не была», — говорила Ахматова об этом своем изображении, тем не менее именно этот портрет отличая от других. «Лакированная кукла Альтмана», «Альтман здесь сумел даже свет вковать в эту раму», — писали о портрете современники. Здесь, на выставке именно этот портрет создает атмосферу — театральный художник Эмиль Капелюш — художник выставки — хотел дать посетителям возможность ощутить дух Серебряного века и грядущих за ним потрясений.

share
print