Три издания от издательства «Скифия» про Ленинград, стихи и современное педагогическое искусство.
Начнем неделю с подборки книг, которыми стоит запастись на июнь — для размеренного чтения на природе, пока погода позволяет. О книгах «Скифии», которые лучше читать «под настроение» рассказывает специалист издательства Владимир Клименко.
Настроение воспоминаний:
Сборник «От Сайгона до Треугольника»
Эта книга — сборник зарисовок и воспоминаний из неформальной жизни Ленинграда 1980-х годов. На её страницах собраны рассказы о людях и событиях, что во многом определили жизнь ленинградского андеграунда на десятилетия вперёд. Это молодость, мифы и легенды глазами и словами самих обитателей легендарного кафе «Сайгон».
В предисловии к книге сказано: «Легко быть лириком в Сорренто, когда справа Тирренское море, а слева — Везувий и Помпеи. А если выпало родиться и жить на Дыбенко, или, скажем, Электросиле, так элегично воспетой Игорем Рыжовым, то лиризм сам по себе — почти подвиг. Решившийся на него приобретает моральное право на нонконформизм, анархические склонности и социопатию вместе взятые».
В этой ярко и озорно иллюстрированной книге «герои ленинградского Сайгона» рассказывают истории из тех лет — почти всегда веселые, похожие на короткие сценки Довлатова или Веллера. Почти всегда с ноткой трагичности или абсурда, похожие на нашу жизнь тогда.
Из отзывов на просторах Сети: «Это книга о юности и Городе, двух прекрасных стихиях, пронизанных друг другом. Книга маленьких рассказов написанная людьми, постаравшимися не впадать в сопли по поводу ушедшей молодости, утери остроты ощущений и вольной беззаботности, но обо всём этом можно узнать от первого лица. … И всё это объединено духом того места и времени».
Настроение ощущений
Тимофей Сергейцев. «Ковер»
Только-только вышедшая книга сценариста, продюсера и замечательного поэта, лауреат национальной литературной премии «Поэт года».
Пытаться объяснить особенности поэтического языка через прозу — достаточно странное занятие, поэт Марк Шехтман пишет о творчестве Сергейцева так: «Анализируя стихи „сегодняшнего“ Сергейцева, нужно, как мне кажется, говорить об относительности в них главного и второстепенного. Привычное построение сюжета с его добродетельным и строгим порядком развития конфликта или с античных времён одобренным принципом „тезис — антитезис — синтез“ — всё это для стихов Сергейцева уже неактуально. Сегодня — нервное, чреватое парадоксальными эпитетами, смысловыми лакунами и неожиданными поворотами восхождение к финалу, которое, впрочем, может окончиться лабиринтом многозначности или даже сумраком без итога…»
Но лучше всего о поэзии может сказать сама поэзия:
Я покупаю восточный ковёр —
Хитросплетение множества жизней.
Будьте глаза, как принцессы, капризны.
Сердце, смелее. Дух, будь остёр.
Я выбираю персидский ковёр.
Где-то в чужом и далёком Иране,
Слушая суры святого Корана,
Опытный мастер разводит костёр.
Красок подземных и красок небесных.
Вяжется за узелком узелок.
Годы пройдут, и исполнится срок,
Сложится жизнь, и закончится песня.
Это ковёр выбирает меня.
Душу мою покупает и платит
Звонкой монетой. И новое платье
Просит душа для грядущего дня.
Этот ковёр — он и детям, и внукам
Будет нашёптывать сказку мою.
Ту, что уже потихоньку пою,
Стоя в саду остановленных звуков.
Настроение познаний
Дима Зицер, Наталья Зицер. «Азбука НО. Современное педагогическое искусство»
Один из авторов этой книги, доктор педагогических наук, директор Института неформального образования INO, основатель и директор школы неформального образования «Апельсин» Дмитрий Зицер считает, что это лучшая книга из всех, который он написал и важнейшая книга для всех, кто занимается сейчас современной педагогикой XXI века — гуманистической педагогикой.
«НО» расшифровывается как «неформальное образование». Принцип «НО» состоит в том, что ребёнок должен развиваться и обучаться не потому, что учитель обязан его чему-то научить, а потому, что сам хочет открыть для себя что-то новое. Азбука неформального образования предлагает совершенно нетипичную схему педагогического процесса, который строится на ощущениях и интересах ученика.
Эта книга полезна как для давно практикующих или только пришедших в профессию учителей и детских психологов, так и для обычных родителей, которые хотят не только воспитывать своих детей, но и стать для них настоящими друзьями.
Сам автор говорит об этой книге так: «Давным-давно я начал заниматься педагогическим творчеством, поскольку больше всего меня интересует взаимодействие человека с другим человеком, с миром вокруг него, с профессией, со знаниями, с самим собой, наконец. Я не сомневаюсь, что в любом возрасте человек имеет право на счастье, что наше общение с детьми, равно как и их общение с нами, может быть самым прекрасным времяпрепровождением. Этому и посвящена моя книга».
Эту книгу можно рассматривать как учебник современной практической педагогики для специалистов и студентов данной науки, но она также подходит и всем родителям, ведь базовые принципы воспитания своего ребенка — та область, где совсем нелишним будет подсказка профессионала. В книге эти подсказки есть.