Истории

Pitervillизм: большое интервью с самой яркой TikTok-группой Петербурга

Часть I. О городе и истории — к 318-му дню рождения Петербурга.

О Piterville узнали в России и мире после зажигательного гусарского танца на Дворцовой под трек Boney M. «‎Rasputin». Сегодня ребята снимают не только забавные «‎видосики» как будто для Tik Tok, если бы он был XIX веке, но и образовательные ролики о дореволюционной России, делают литературные серии, ездят в экспедиции (так pitervillцы называют командировки) по разным городам и проводят прямые эфиры из крупных музеев. Анастасия Романова поговорила с со всеми участниками тусовки. О современном образовании, внезапной популярности и, кончено, Петербурге — в интервью MR7.ru.

На первом фото — Кирилл Щербина, Николай Карпов и Дмитрий Репин

Piterville — креативное объединение молодых актёров из Петербурга и Москвы. Ребята начинали в 2016 как рэп-коллектив, который снимал яркие, немного абсурдные клипы, похожие на творчество Little Big. В группу входят актёр иммерсивного шоу «‎Вернувшиеся» и шоу-променад «‎Письма» Николай Карпов, актёр московского театра «‎Et Cetera» Кирилл Щербина и актёр «‎Школы драматического искусства» Дмитрий Репин. Продюсер Piterville — Анастасия Мартыненко.

Как гусарский танец на Дворцовой сделал Piterville знаменитым

— Как Piterville появился и выстрелил в TikTok?

— Во время работы над клипом тогда еще для рэп-коллектива Piterville в Пушкине и Павловске наша подруга Настя сняла первые «‎тики-токи"‎ с нами в роли Петра I и Пушкина, — вспоминает участник коллектива Николай Карпов. — А уже в первую петербургскую TikTok-экспедицию мы сняли ролик на Дворцовой, который стал вирусным.

— Это вышло случайно или было запланировано?

— Мы много сёрфим в TikTok, часто берём и разрабатываем идеи, — говорит Кирилл Щербина. — Ролик с танцем на Дворцовой вырос из танца под «‎Rasputin» блогера Кейла Брауна (@calebrown). Мы подумали, что круто обыграть это в нашей локации и эстетике.

— Эта петербургская командировка была одна из самых продуктивных, — уверена продюсер Piterville Анастасия Мартыненко. — Мы достаточно успешны как раз благодаря тому, что не пытаемся поймать настроение или вдохновение каждый день, а планируем съёмки и долго к ним готовимся. Когда я показала нескольким тик-токерам наш контент-план, они удивились: «Боже! Что это такое? Я обычно просто ставлю камеру и думаю, что бы поснимать».

— Чистая правда. Наше вдохновение заботливыми руками Насти упаковывается в чёткий контент-план, — рассказывает Николай Карпов. — Но место для импровизации на площадке тоже есть.

— Вдохновение, как говорил Пикассо, любит заставать тебя за работой, — добавляет Дмитрий Репин.

Справка

В TikTok-аккаунте Piterville (@piterville) уже около 300 тысяч подписчиков и почти 9 миллионов лайков. В популярной соцсети группировка существует чуть меньше года

— После ролика на Дворцовой на Piterville подписалось очень много иностранцев. Отличается ли реакция российской и зарубежной аудитории на ваше творчество?

 — В мире нас знает гораздо больше людей, чем в России, судя по статистике аккаунтов, — говорит Николай Карпов. — От зарубежных зрителей — почти стопроцентные позитив и любовь. От соотечественников бывает, что прилетают упрёки и негатив. Ролик с танцем на Дворцовой вышел спустя несколько дней после январского митинга и жёсткого разгона протестующих, поэтому зарубежные пользователи писали только про красивые танцы, а россияне задавались вопросом, почему же нас не задерживает ОМОН.

— Единственное отличие — иностранцы кажутся более искренними в душевных излияниях, — размышляет Кирилл Щербина. — Однажды в директ Instagram нам записала аудиосообщение подписчица из Бразилии. Рассказала, что у неё весело прошла ночь, она немного болеет с похмелья, а от наших роликов ей становится легче.

— Но всё-таки Петербург для вас больше, чем работа. Расскажите о любимых местах в городе.

— Я родился в Ленинграде, вырос в Сосновом Бору, — делится Николай Карпов. — Регулярно приезжал в город. Когда-то я грезил Петроградкой. Там жил мой хороший друг, этот район связан для меня с романтикой крыш. Сейчас мне очень нравится Васильевский остров — он как отдельное государство.

Я тоже родился здесь и обожаю бродить по Петербургу, — говорит Кирилл Щербина. — Жил на острове Декабристов, достаточно долго занимался в творческих студиях Аничкова дворца, ходил до него пешком. Это занимало примерно два часа. Я их с удовольствием всегда закладывал на дорогу, включал на MP3 сборник Jamiroquai и кайфовал.

— Из Piterville я единственный приезжий. Родом из Челябинска, — объясняет Дмитрий Репин. —  Когда я первый раз вышел на Фонтанку, думал, что это Нева, и был восхищён. Это было в начале 11-го класса. Когда же я увидел настоящую Неву, мне совершенно снесло крышу.

Но расскажу про другое, не столько любимое, сколько знаковое для меня место. Во время поступления в театральную академию, после одного из туров я думал, что показался я из рук вон плохо и дальше меня не допустят. Пошёл бродить по Питеру и зашёл под Литейный мост, включил плеер и рассуждал о будущем, представлял, как вернусь домой, пойду в армию, ведь другого выхода не было. В итоге всё сложилось хорошо: за выступление меня даже похвалили, я прошёл дальше и поступил.

Современный лубок

— Петербург для вас какой: какая эпоха в жизни города кажется самой привлекательной?

— Очень красивым, но и очень дискомфортным для современного человека был Пушкинский Петербург, — думает Николай Карпов. — Наверное, здесь была ошеломительная атмосфера во времена Ленинградского рок-клуба. Однако самой привлекательной мне кажется та эпоха, в которой мы живём. Правда, хотелось бы, чтобы на улицах было меньше ОМОНа и Росгвардии и побольше просто гуляющих людей.

— Мне тоже нынешнее время кажется лучшим, — соглашается Кирилл Щербина. — Когда переехал в Москву, понял, как город развивается: появляются общественные пространства, парки, улучшается инфраструктура. А Петербург я видел почти таким же, как когда я был маленьким. Но сейчас очень радуют Новая Голландия, Севкабель, Никольские ряды.

— А для меня — это имперская дореволюционная Россия, эпоха, которой посвящено большинство наших роликов, — возражает друзьям Дмитрий Репин. — Именно этот период жизни страны и Петербурга — время расцвета культуры, экономики, влияния в мире. Да и это просто очень красиво!

— К слову о красоте. Что за одежда на вас в роликах? Это антиквариат или «‎новодел»?

— «‎Спонсор» нашей одежды — театр ‎Et Cetera под руководством Александра Калягина, — говорит Николай Карпов. — Там работает Кирилл, у которого прекрасные отношения с костюмерами. Он берёт костюмы, которые не используются в действующих спектаклях, — объясняет Николай Карпов. — Наши с Кириллом и Димой съёмки, как правило, экстремальные: мы прыгаем, танцуем, выполняем акробатические номера, падаем, дерёмся. Если бы на нас был антиквариат, мы сошли бы с ума от того, что порвали какую-то старинную вещь. Но мы очень любим наши костюмы! Моя любимая вещь — это прекрасный барский халат. Он появлялся ещё в давнишнем клипе «‎So nobel». Ещё его носит наш Павел Петрович Кирсанов.

— Мой самый любимый, как мы его называем, костюм морского волка: чёрный с эполетами китель, — говорит Дмитрий Репин.

— Эпоха заряжает даже на уровне костюма, — рассказывает Кирилл Щербина. —  Когда мы надеваем даже театральные вещи, физически приближаемся к пониманию того, как себя ощущал человек в то время. Органически меняется речь, способ выражать мысли, двигаться. Для меня это чистый романтизм. Возможно, благодаря русской литературе.

— Отчасти ролики похожи на лубочные картинки — то есть дореволюционная Россия в них очень «‎конфетная», сытая. Думаете ли делать более острые, социальные ролики?

— Наш контент — развлекательный, — продолжает мысль Николай Карпов. — Нам кажется неэтичным пропихивать свою социальную позицию через него. Она достаточно ярко отражается в личных аккаунтах, а Pitterville — творческое объединение, мы про искусство, а не про политику.

— Планируете ли расширять исторические рамки? Думаю, в других периодах можно отыскать не меньше поводов для шуток.

— Мы сейчас думаем над новогодними циклами, — рассказывает о планах Кирилл Щербина. — Даже если будем брать современных авторов, то это будут произведения в нашей эстетике. Например, романы Акунина.

— Хотя было бы интересно попробовать что-то эпичное, былинное, снять ролики про Русь до Рюрика и пришествия варягов, — размышляет Николай Карпов.

— В постреволюционной России, времён НЭПа, например, тоже вполне можно найти много интересного, — думает Дмитрий Репин.

— Возможно, через несколько лет пойдём в европейское средневековье, к прекрасным дамам и храбрым рыцарям. Но пока родной почвы более, чем достаточно: столько ещё исторических поводов, литературных произведений, о которых хочется подумать, — говорит Анастасия Мартыненко.

Кусочек учебного пазла

— Почему литературные серии начали с Достоевского? И как появился такой формат?

— До этого у нас были отдельные литературные тик-токи про Евгения Онегина, Чехов уже фигурировал как персонаж. Мне очень захотелось сыграть Раскольникова, и я подумал, что премьера в TikTok — это идеально, — рассказывает Николай Карпов. — Мы удачно распределились по персонажам, пригласили замечательную Леру Распутину на роль Сонечки. Случилась химия магии, наснимали очень много, и поняли, что это серия роликов.

— Разумеется, мы спрашивали у подписчиков, что бы им хотелось видеть, — добавляет Кирилл Щербина. — Так сформировался топ-5 произведений и авторов для работы.

— Даже не топ-5, а больше, — дополняет Анастасия Мартыненко. —  «‎Преступление и наказание», «‎Война и мир», «‎Анна Каренина», «‎Муму», «‎Отцы и дети», «‎Пиковая дама», «‎Дубровский», «‎Евгений Онегин», «‎Герой нашего времени», «‎Горе от ума» — это тот список книг, с которым знакомы, наверное, все. Это важно, пока мы находимся на моменте набора аудитории. Когда будет миллион, мы сможем задавать свои правила игры и шутить про не очень известные произведения, чтобы заинтересовать людей.

— Если бы мы взяли, например, Томаса Манна «‎Иосиф и его братья», в комментарии бы, наверное, пришёл только Вассерман, чтобы оценить взрывную шутку, — иронизирует Дмитрий Репин.

— Если в основном ваши литературные ролики строятся на школьной программе, есть ли цель мотивировать зрителей читать?

— Это скорее не цель, а сверхзадача, — считает Дмитрий Репин. — Произведения из школьной программы попадают к нам слишком рано, и желание читать пропадает быстро. А иногда бывает так, что человеку не хватает внутренних инструментов, чтобы визуализировать героя. Наши ролики, скорее, помогают закрепить материал. Ты запоминаешь главных действующих лиц и можешь ответить на какие-то вопросы в ЕГЭ. Опять же сложно учить даты. А когда посмотрел юморной тик-ток про отмену крепостного права, 1861 год врежется в память, потому что цифра подкреплена художественными образами и эмоциональным переживанием. Если добавят ещё и запахи в обучение, мы получим поколение очень образованных людей.

— Пятнадцатисекундными роликами нельзя дать образование, — соглашается Николай Карпов. — Но почему бы Piterville не быть кусочком пазла в образовательном процессе?

— Учителя литературы или истории никогда не обвиняли вас в поверхностности?

— Нет, обвинений от учителей никогда не было, — говорит Николай Карпов.

— У меня была такая внутренняя радость, когда в комментариях молодой учитель написал, что построил урок на тик-токах Piterville, — подхватывает Дмитрий Репин.

— Иногда прилетает хейт от маленьких аккаунтов с котиками или цветами на юзерпиках: «‎Это у вас не гусары, а какие-то мажоры!» — делится Анастасия Мартыненко. — Гусары были из очень обеспеченных семей. Это не конструктивная критика, а хейт ради хейта. Нас это не очень задевает, ведь мы понимаем, что в Интернете есть группы токсичных людей.

— А как вас встречают музеи? Легко идут на контакт?

— У нас есть правило: мы редко предлагаем коллаборации, нам пишут сами, — объясняет Анастасия.

— Да мы как сыр в масле! — говорит Дмитрий Репин. — На нас вышли Комитет по культуре Петербурга, музеи Ленинградской области. Совсем недавно снимали в музее военной формы в Москве. Оказалось, что их директор — наша большая поклонница, с нами связались по её личному распоряжению. Потом образовательный TikTok попросил нас сделать эфир из квартиры Бродского, там нас с удовольствием приняли.

— Изменила ли популярность профессиональную и обычную жизнь?

— Нам кажется, что с большой популярностью мы ещё не столкнулись. Да, есть подписчики в TikTok и Instagram, более пристальное внимание в интернете, но люди на улицах не узнают, — делится Николай Карпов.

— Думаю, всё дело в усах, — замечает Дмитрий Репин. — Без них нас и в Интернете отказываются принимать, пишут: «‎А где усы? Верните усы!» Единственное, что реально изменилось в жизни, — мы стали намного больше ездить и открывать для себя городов. Появилась огромная мотивация путешествовать, чтобы находить новые фоны для роликов: «‎Я видел такую затопленную колокольню в Колязине! Срочно выдвигаемся!»

Возвращайтесь к нам в ближайшие дни. Мы готовим к публикации вторую часть интервью с Piterville — про театр, актеров и деньги.

share
print