В Эрмитаже открылась выставка шедевров итальянского средневековья.
В Николаевском зале Зимнего дворца открылась выставка «Искусство Средневековья. Шедевры из Национальной галереи Умбрии». 40 произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства XIII — начала XV века прибыли в Петербург. Еще никогда эти старинные бесценные произведения искусства не уезжали так далеко из Перуджи.
Привезти столь блистательную выставку в Петербурге удалось не только потому, что между Эрмитажем и Национальной галереей Умбрии заключено соглашение об обмене выставками, но и потому, что сама галерея закрылась на ремонт.
Выставка в Николаевском зале являет нам искусство Проторенессанса (XIII-XIV века), времени поиска и размышлений перед расцветом. В Эрмитаже представлены ранние христианские алтари, где лица святых удивительно индивидуальны, скульптура из мрамора, с которого за семь веков сошла краска (да, мрамор красили), изображения мадонн с миндалевидными глазами и сложными прическами, росписи на дереве яркой темперой, чье сияние время приглушить не сможет уже никогда.
Фото: за семь веков от ангелов остались силуэты / Елена Владыкина
Посеять надежду
Живопись XIII века, представленная на выставке, тесно связана с именем и культом Святого Франциска Ассизского. Не раз о нем снимали киноленты. Помните фильм «Франциск» 1989 года с Микки Рурком в заглавной роли? Можно также вспомнить и более ранние киновоплощения — в фильмах Лилианы Кавани 1966 года, Франко Дзеффирелли 1972-го. Перед итальянскими художниками XIII века стояла другая задача. Основателя странствующего Ордена францисканцев канонизировали уже через два года после его смерти. То есть мастерам надо было представить в росписях храмов сцены из реальной, но удивительной жизни человека, известной во всех подробностях — от юности в обеспеченной семье, до опасных путешествий и страданий.
Имена многих художников не сохранились до наших дней. Одного из выдающихся мастеров, исполнявших фрески Нижней церкви базилики Сан Франческо, мы знаем теперь просто как Мастера святого Франциска. Он первый в Ассизи изобразил жизнь святого, которого уже тогда многие воспринимали как Alter ego Христа. На деревянном кресте, расписанном с двух сторон, художник представил Франциска под ногами распятого Христа, кровь с пробитых ног льется вниз, к подножию Голгофы, где похоронен череп Адама.
«Господи, дай мне посеять там, где раздоры — согласие, где заблуждение — истину, где сомнение — веру, где отчаяние — надежду», — это одна из знаменитых цитат Франциска. Посеять надежду призвана была и икона мастера, имя которого до нас дошло — Франческо да Римини. Он изобразил сонм святых, среди которых и поднимаемая ангелами на небо Мария Магдалина. Считается, что эта небольшая икона предназначалась для покаяния преступников, ведь все святые, изображенные на ней, так или иначе помогали падшим…
Фото: святой Лаврентий, скульптура главного портала Дворца Приоров в Перудже. 1325-1330. мрамор. / Елена Владыкина
Музыка сквозь семь столетий
Среди ярких красок одежд мадонн и святых на фресках, представленных на выставке, выделяются черные покровы суровой и печальной Мадонны с Младенцем, святыми и ангелами: Мастер из Субиако (настоящее имя художника не дошло до нас) создавал эту живопись на дереве во времена черной смерти — владычества пандемии чумы в 1340—1350-х годах.
Выставка в Николаевском зале — для неспешного знакомства, для внимательного вглядывания и размышлений. Она приехала надолго — до 22 августа задержатся в Петербурге эти ангелы и святые. И, возможно, сюда следует прийти не единожды. Чтобы, например, задержаться у одного шедевра — «Восхваления мадонны» Джентиле да Фабиано. Нарядная Мадонна сидит на троне в райском саду — среди цветов, маленькие ангелы — внизу, за 700 лет их фигуры значительно поистерлись, угадываются лишь силуэты, зато отчетливо видны ноты. И этот ликующий пасхальный григорианский кант можно исполнить.
Кстати
Национальная галерея Умбрии, полная сокровищ, располагается до сих пор в старинном, построенном
12+