Истории

«В 80-е случилось что-то необходимое как воздух… и это уже не повторится»

В Петербург приехала Джоанна Стингрей, чтобы презентовать новую книгу о русском роке

Американская певица и продюсер Джоанна Стингрей вернулась в Россию с новой книгой — фотоальбомом с ее личными архивными снимками, сделанными во время первых визитов в СССР. Это еще один повод вспомнить о ленинградских рокерах и о вечно странных взаимоотношениях русских и американцев.

IMG_5371.JPG

Фото: Андрей Швед

«Так сошлись звезды, и все произошло правильно»

О своих фотографиях Джоанна говорит так: «''Цифры'' тогда не было. Все это — пленочные снимки из личного архива. Им уже по 40 лет. Я писала книгу о своей памяти. Это время большой ностальгии».


Джоанна Стингрей — американская рок-певица впервые посетившая СССР в 1984 году. Здесь она познакомилась с Борисом Гребенщиковым и другими исполнителями андеграунд-сцены. В 1986 Джоанна выпустила культовый альбом «Red Wave» — первый сборник русской рок-музыки на Западе. В последующие года певица не раз еще приезжала в Советский Союз, а потом и в Россию, продолжая поддерживать связь со старыми друзьями.

IMG_5340.JPG

Фото: Андрей Швед

По словам Джоанны, в Америке культурным «бумом» были 60-е, в России — это эпоха 80-х, когда начал развиваться русский рок.

— Тогда обстоятельства сложились таким образом, что произошел этот взрыв энергии. Никто не знал, что это будет интересно спустя столько лет. И сейчас нельзя ничего сделать, чтобы этот культурный феномен случился снова. Так сошлись звезды, и все произошло правильно. Слов не хватает сказать, что это было за время, но все, кто там был, знают, что тогда случилось что-то важное, что-то необходимое как воздух, душа… и это уже не повторится, — говорит Джоанна.

К приезду американки ее друг и художник советского андеграунда Сергей «Африка» Бугаев организовал выставку фотографий Джоанны «Нерв времени» в пространстве Arts Square Gallery. Название выставки предложил Александр, сын Виктора Цоя.

На экспозиции представлены фотографии тех же знаменитостей, что и в книге Джоанны.

— Все сейчас думают, что Цой — суперзвезда, но никто не знает, что, тогда он ходил в столовую, брал двойной гарнир и не мог позволить себе котлету. Хотелось бы, чтобы подлинное знание вернулось, — рассказывает Сергей.

IMG_5431.JPG

Фото: Андрей Швед

На снимках изображен незамысловатый быт русских музыкантов и художников подполья. Цой готовит на сковородки бефстроганов для друзей. Цой работает кочегаром: стоит с большой лопатой и ссыпает уголь в печь. Еще пока неизвестный режиссер Евгений Юфит в домашей обстановке. Художник Тимур Новиков на фоне своих работ.

— Работа Новикова «Невский проспект» исчезла. Теперь она есть только на этой фотографии. Если вдуматься, и половины людей уже нет, — говорит «Африка».

Именно поэтому, по словам Джоанны, ей особенно ценна фотография, на которой Цой, «Африка» и Александр Липницкий сидят без футболок на кухне и едят яйца. Музыкант Александр Липницкий умер в этом году 26 марта.

— Без Саши Москва будет другим местом. Он помогал начинающим рокерам, которые приезжали в столицу, он записывал их у себя на даче, он как мама, — грустно улыбается Джоанна.

IMG_5318.JPG

Фото: Андрей Швед

«Культурная парадигма» едва не закончилась в визовом центре

Фотографии на выставке дополнены инсталляцией: «обломками старой эпохи» и связанными вместе советским и американским флагами.

— Мы связали эти флаги много лет назад и думали, что эта связь навсегда. Но навсегда ничего не бывает. И сегодня завершается исторический этап отношений между США и Россией, который начался с приездом Джоанны в 1984 году. Все мы слышали, чиновники сообщили нам, что гражданам США не рекомендуется находится в России, — говорит Сергей Бугаев.

IMG_5391.JPG

Фото: Андрей Швед

В этот раз приехать Джоанне в Россию было трудно — не хотели давать визу. В 2019 году, когда она была здесь в последний раз, таких проблем не возникло.

— Вы сами знаете, до чего сейчас дошли отношения между нашими странами… Контакт между русскими и американцами: эффективный, продуктивный и близкий, — Сергей по-дружески обнимает Джоанну, — свершился именно в культурной парадигме. То, что происходило между Виктором Цоем, Тимуром Новиковы, Георгием Гурьяновым, Евгением Юфитом с одной стороны и Джоанной и Энди Уорхолом с другой — ничего более мощного не будет. Политические связи закончились, а культурные сохраняются на уровне нас — друзей. И мы хотим напомнить, что уровень культурных связей существует. Мы его долго строили.

Странным, случайным образом американская девушка оказалась в закрытой субкультуре. Но маленький ручеек, который проложила Джоанна, на самом деле оказался полноценной рекой.

IMG_5364.JPG

Фото: Андрей Швед

Несмотря на то, что имя Джоанны Стингрей у многих ассоциируется только с музыкой, на ней исторически сошлись разные направления русского искусства. И хотя новая книга называет «Подлинная история русского рока», она имеет отношение к фундаменту, на котором держится вся культура.

Благодаря Джоанне Энди Уорхол увидел работы ленинградских художников, а взамен прислал им шесть подписанных банок с супом, одна из которых тоже будет представлена на выставке в Arts Square Gallery.

На протяжении ближайших месяцев выставка будет развиваться и превратится в полноценный фестиваль, который закончится в августе. Экспозиция будет дополнятся. На день рождения Цоя пройдут концерны и лекции, состоится конкурс рисунков и выставка картин ленинградских художников.

IMG_5421.JPG

Фото: Андрей Швед

В Петербурге Джоанна Стингрей пробудет до понедельника, затем — еще неделя в Москве, где также будет презентовать книгу.

«Подлинную история русского рока» можно найти в книжных магазинах города, посетить выставку — по адресу Итальянская ул., д. 5.

share
print