Истории

Екатерининский корпус Монплезира готовится к открытию для посетителей

Сегодня «домой» вернулись величественные Министерский и Гурьевский сервизы.

Прошедший первую комплексную реставрацию с послевоенных времен Екатерининский корпус Монплезира, что в Нижнем парке Петергофа, откроют для посетителей 20 мая. Реставрация длилась два года и теперь экспонаты возвращаются на свои места.

Залы заполняются предметами убранства дворца, которые вовсе не отдыхали от посетителей, а работали — на выставке в московском музее-заповеднике «Царицыно». Всего там находилось более 700 экспонатов из Петергофа.

Сегодня домой вернулась хрустальная и фарфоровая посуда Министерского и Гурьевского сервизов. При журналистах сотрудники музей вскрывали ящики и вынимали хрупкие чашки, тарелки, блюдца… Это событие позволило увидеть музейную жизнь изнутри — как залы вновь наполняются мебелью, предметами, как свое место на стенах занимают картины.

20210324_121844 (1).jpg

фото Галины Артеменко / MR7

Бокалы из Министерского сервиза сияют хрусталем. Пока мы видим два, все остальные еще в своих ячейках в поролоне, обернутые специальной бескислотной микалентной бумагой, которую используют при транспортировке произведений искусства.

Гурьевский сервиз — настоящее фарфоровое сокровище России. Заказ на его изготовление поступил в Императорский фарфоровый завод в 1809 году. Сначала его даже в заводских документах именовали «Русским» — так как там изображались мужчины и женщины в национальных костюмах. Получилась своеобразная энциклопедия на фарфоре жителей России. Название «Гурьевский» пришло позже — в 1824 году, в честь управляющего Кабинетом Его Величества Дмитрия Гурьева, который курировал процесс изготовления огромного сервиза, состоящего из четырех с половиной тысяч предметов.

20210324_123222 (1).jpg

фото Галины Артеменко / MR7

Заведующая сектором «Монплезирский комплекс» в ГМЗ «Петергоф» Ирина Суворова рассказывает о том, что удалось сделать во время реставрации. Например, в Западной приемной открыли для посетителей сохранившуюся роспись середины XVIII века в виде аллегорической маски. Ее обнаружили еще в 1945, но публике не демонстрировали. В этом же зале воссоздан мраморный барельеф камина — сбор винограда детьми. Он создавался некогда по рисункам Кваренги. Воссоздали реставраторы и шесть печных труб, очистили лепку печей и каминов. Сам фасад дворца несколько поменял цвет — ему возвращен прежний, «растреллиевский». Благодаря расчистке красочного слоя обнаружился исторический оттенок желтого цвета середины XVIII столетия. В залах дворца заменили паркет — теперь он вновь состоит из ценнейших пород дерева — тика, дуба и мореного дуба.

20210324_123716 (1).jpg

фото Галины Артеменко / MR7

В подвале был воссоздан пол булыжной выстилки благодаря обнаружению подлинного фрагмента. А само здание дворца по периметру заключили в так называемый «глиняный замок» по старинной технологии из голубой глины. Так изолировали от грунтовых вод дома в Петербурге.

Генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая напоминает, что Екатерининский корпус — единственный петергофский дворец в стиле русского ампира. Он создавался по проекту Растрелли при Елизавете Петровне. Сама она жила рядом — в Деревянном флигеле (он сгорел во время Великой Отечественной войны). А в новом дворце императрица проводила балы и приемы. При Елизавете дворец еще не носил привычного нам имени. Название «Екатерининский» он получил в 1890-х годах в память о том, что отсюда великая княгиня Екатерина Алексеевна тайно отправилась в Петербург 28 июня 1762 года, чтобы с преданными гвардейцами совершить дворцовый переворот. Переворот удался и княгиня стала императрицей Екатериной II. Дворец в годы ее царствования архитектор Кваренги переделал в классическом стиле, а при Александре I здесь восторжествовал русский ампир.

Екатерининский корпус сильно пострадал во время Великой Отечественной. Ряд экспонатов погибли, но значительная часть была эвакуирована, она и послужила основой послевоенной экспозиции. Однако реставрация закончилась только в мае 1986 года.

share
print