Истории

«Художница» среди метели Шереметевского сада

Выставка картин о жизни и творчестве графика Анны Остроумовой-Лебедевой.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме открыл выставку «Художница. История жизни Анны Остроумовой-Лебедевой». Прямо в засыпанном снегом Шереметевском саду, на специальных носителях воспроизведены иллюстрации петербургской художницы Надежды Демкиной к созданной ею же комикс-биографии знаменитого петербургского-ленинградского графика — Анны Остроумовой-Лебедевой, 150 лет со дня рождения которой отмечается в 2021 году.

Комикс-биографию Надя Демкина создавала в минувшем году — во время ковидных ограничений. Цикл «Художница» основана на «Автобиографических записках» Остроумовой-Лебедевой, которые она начала писать во время Ленинградской блокады.

«Я сижу в спальне за моим большим столом. Я пишу мои „Записки“, потихоньку работаю над живописью и гравюрой. Думаю, уехать было бы для меня самым тяжелым несчастьем. Ведь я кожей моей приросла к его стенам! Вся моя жизнь связана с Петербургом-Ленинградом. И с Академией художеств», — писала Анна Остроумова-Лебедева.

Три тома «Записок» последний раз были переизданы в 2003 году и стали букинистической редкостью, поэтому Надя Демкина решила рассказать о жизни Остроумовой-Лебедевой языком комикса, доступным для всех. Ведь те проблемы, о которых писала Анна Петровна, по-прежнему актуальны.

20210216_164734.jpg

Марина Остроумова Фото: Галина Артеменко/MR7

— Она говорит о таких вопросах, которые не поднимают мужчины-художники. Перед ними, как правило, не стоит выбор — семья или искусство. Им не приходится бороться, чтобы получать достойную плату за труд. Женщине-художнице вдвойне нужно доказывать свою состоятельность — перед преподавателями, коллегами, публикой, и это не так сильно изменилось за прошедшие сто лет, — объясняет Надя Демкина. — Именно поэтому я решила перевести воспоминания Остроумовой-Лебедевой в современную форму и сделать книгу-комикс. Мне кажется, девушкам, которые сегодня занимаются творчеством или только думают, какую дорогу выбрать, не хватает таких образцов. В информационном поле слишком мало говорится о русских художницах, и это очень грустно, мне кажется, они достойны нашего внимания и нашей памяти.

Надя давно разрабатывает проект электронной карты города, где были бы нанесены имена русских художниц.

На открытие выставки пришла и внучатая племянница Анны Остроумовой-Лебедевой Марина Остроумова. Она принесла фотографию своего отца с Анной Петровной, рассказывала, что семье отца удалось выжить в блокаду во многом благодаря поддержке Остроумовой-Лебедевой. Кстати, семья Марины до сих пор живет в той же квартире, которая помнит блокадные дни и ночи.

20210216_161454.jpg

Надежда Демкина (слева) и Марина Остроумова. Фото Галины На открытии выставки. Фото Галины Артеменко/MR7

Анна Остроумова-Лебедева (1871−1955) — график, член общества «Мир искусства», полностью изменила жанр гравюры на дереве, ввела в Россию цветную деревянную гравюру, ее виды Петербурга стали классикой. Всю жизнь она прожила в Петербурге-Ленинграде.

Надежда Дёмкина — художница и журналистка. Несколько лет занимается историями женщин-художниц, учившихся в России до революции. В марте 2020 в библиотеке Гоголя состоялась выставка «Невидимое искусство», где было представлено 50 портретов русских художниц. Публикация комикса «Художница» — продолжение этой работы. Всего в книге 66 страниц иллюстраций, выполненных акрилом и карандашами.

В фондах Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме находятся работы Анны Остроумовой-Лебедевой, одна из них — «Крюков канал» — воспроизведена на выставке в Шереметевском саду.

Выставка продлится до конца марта. 0+

share
print