Истории

«Голых продавать невыгодно»: как автодилеры наживаются на петербуржцах

Несмотря на эпидемию коронавируса и связанные с ней трудности, авторынок Петербурга чувствует себя неплохо. Прогнозируемое падение в продажах уменьшилось в три раза, а июнь стал отправной точкой для появления ажиотажного спроса на автомобили. Как автодилеры навариваются на петербуржцах и почему в городе практически невозможно купить машину без «допок», рассказываем в материале MR7.

Как воскрес авторынок

Петербургский авторынок с начала 2020 года проделал сложный и драматичный путь от исторических провалов в продажах до рекордного роста. Дилеры автомобильных брендов трубили о своей погибели и отчитывались о страшных убытках. Так, например, было в апреле, когда автодилеры подсчитали и заявили: их продажи в Петербурге сократились на 72%.

Ситуация незначительно выправилась в мае. Тогда в городе было продано 4,5 тысячи машин, это на тысячу больше, чем месяцем ранее. Но рынок все еще был в упадке, дилерские центры закрыты, а машины продавались дистанционно. Но надежда на положительное развитие не умирала, большинство верило, что именно июнь, первый месяц лета, должен был исправить обстановку в корне. Так оно и случилось.

Слабеющий рубль, околопанические настроения из-за коронавируса и желание спасти хоть какие-то сбережения толкнули петербуржцев к покупкам автомобилей.

На растущий спрос наложился дефицит на автомобильном рынке, вызванный остановкой многих автопроизводств и их комплектующих, определив восстановление авторынка на месяцы вперед.

Результатом стало то, что в октябре 2020 года петербургский авторынок показал впечатляющий рост: +13% по отношению к продажам в октябре 2019.

756064676980296.jpg

Эксперт «Auto-Dealer-СПб» Евгений Еськов заявил, что такими темпами петербургский авторынок «может показать положительную динамику как в ноябре, так и в декабре».

При этом ряд экспертов отмечали, что в большинстве дилерских центров сохраняется дефицит некоторых моделей и их различных комплектаций.

Как показала практика, дефицит в автосалонах наблюдается всегда на самые дешевые комплектации. Корреспондент MR7 обзвонил несколько петербургских дилерских центров. Везде ему говорили одно и тоже.

Заколдованные на грабеж

Самыми продаваемыми моделями на протяжении вот уже нескольких месяцев, согласно отчетам агентства «Auto-Dealer-СПб», являются автомобили трех брендов: Kia, Hyundai и LADA. Корреспондент обзвонил несколько дилерских центров, которые продавали автомобили перечисленных компаний. Цель — найти машину в минимальной комплектации.

Минимальная комплектация — это модель автомобиля в ее изначальном виде. Самый дешевый и классический вариант. В нем нет так называемых «допов». В дополнительную комплектацию входят иногда совсем несущественные изменения: косметические улучшения салона, дорогущие резиновые коврики в салоне и в багажнике и, например, дополнительная защитная сетка на решетку радиатора. Так автомобиль становится дороже в среднем на 100−150 тысяч рублей.

В первых двух дилерских центрах корреспондента выслушали с сочувствием: «К сожалению, автомобилей с минимальной комплектацией у нас нет». Далее корреспондента переключили на сотрудника автосалона:

 — Да, я понимаю, что это самый дешевый вариант. Но, хочу вам сказать — не самый выгодный! Если вы хотите авто с голым салоном, то его надо заказывать с завода, но в этом году вы машину можете не ждать. Минимум два-три месяца на доставку. А к моменту, когда она придет, то будет стоить намного дороже, — сказал сотрудник автосалона Дмитрий.

Главный аргумент Дмитрия звучал так: «В новом году машина с минимальной комплектацией будет стоить дороже дополнительно укомплектованной, поэтому советую рассмотреть последний вариант. Такие авто как раз есть в нашем автосалоне».

car-3305686_1280.jpg

И это повторялось из раза в раз. В каждом автосалоне, куда звонил корреспондент, сотрудники, словно заколдованные, говорили одно и то же.

Логическая цепочка такая: минимальной комплектации нет — заказывайте ее на заводе — с завода машина придет уже в новом году — тогда машины будут стоить дороже — «выгоднее» покупать сейчас в автосалоне пусть и с многочисленными «допами».

Отметим, что-то же самое в дилерских центрах людям говорили и в августе, и в сентябре. Только тогда причиной роста цен был не сменяющийся год, а рост курса доллара.

Один из сотрудников дилер-центра попытался объяснить корреспонденту MR7, почему цена машин в будущем году вдруг вырастет:

— Ну вы же понимаете, что в новом году может смениться прайс-лист. Будут новые поставки, новые показатели валют.

Ради интереса был сделан звонок в дилерский центр Toyota, но и там с корреспондентом разговаривали по описанной выше схеме.

Закредитованные по уши

Источник, работающий в одном из лидеров по объему продаж среди дилерских центров Петербурга, рассказал корреспонденту, чем для авторынка охарактеризовались последние несколько месяцев.

— Примерно 70% машин наши покупатели брали в кредит. Насколько я знаю по рынку это сейчас среднее число. Где-то меньше, где-то больше. Раньше этот показатель был на порядок ниже, — заявил источник.

— Я не буду спекулировать на том, с чем это связано. Возможно, у населения нет денег, возможно, это просто статистическая погрешность.

Источник рассказал и о работе дилерских центров.

— «Голых» продавать невыгодно. Я имею в виду автомобили с минимальной комплектацией. Это страшный сон для автосалона, и если такая машина продается, то продавцу очень сильно прилетает от начальства. Их цель — навесить покупателю как можно больше «допов»: ковров, брелков, чехлов и так далее. Стоимость всей этой чепухи, главным образом и составляет их прибыль.

— Мы с товарищами часто смеемся с того, как их по утрам перед открытием салона «натаскивают». Старший менеджер выстроит их в линию и ходит вдоль них военачальником. Фраза «без коврика не отпускать» вообще стала отдельной шуткой.

Источник отметил, что автосалоны быстро научились пользоваться тем дефицитом, который образовался из-за коронавирусного простоя автомобильных заводов. Машин стало меньше, а значит, каждую модель можно продать с максимальной наценкой. Пользуясь потребительским ажиотажем, они не продают популярные модели без дополнительного дилерского оборудования.

Если вы хотите купить в Петербурге машину Kia или Hyundai подешевле, то запасайтесь терпением. Вам предстоит мучительная борьба с работниками автосалонов за право водить автомобиль без предустановленной сигнализации и заботливо подсунутого под педали коврика или другой чепухи, которую автосалоны продают значительно дороже, чем это можно купить в других автомагазинах.

share
print