Истории

COVID-19: Меня поддерживала Остроумова-Лебедева

Время весенне-летнего сидения по домам, недокарантина, время, как его назвали, «ограничений» стало для петербургской художницы Надежды Демкиной временем очень интенсивной работы — она создавала комикс-биографию Анны Остроумовой-Лебедевой — известного графика, акварелиста, гравера, мастера пейзажа.

Город — Петербург, Петроград, Ленинград — в работах Остроумовой-Лебедевой прекрасен и поэтичен, ее гравюры и акварели тонки и точны в деталях, но вместе с тем создают целостный образ города, одного из красивейших в мире. И теперь во многом образ Петербурга формируется благодаря творчеству Остроумовой-Лебедевой.

Надя Демкина весной открыла выставку в знаменитой библиотеке Гоголя на Охте, назвала «Невидимое искусство» — это были 50 портретов русских художниц, которые смогли получить художественное образование в дореволюционной России.

Но карантин помешал — выставка закрылась раньше срока, а Надя все свои лекции и встречи, посвященные судьбам художниц, перенесла в онлайн.

Эпидемия нарушила планы. И было ужасно обидно, что выставку и лекции смогли увидеть и услышать так мало людей. Надя решила, что за время самоизоляции успеет создать книгу-комикс о жизни Анны Остроумовой-Лебедевой. Конечно, Анна Петровна блестяще сама о себе написала — ее воспоминания «Автобиографические записки» читаются как роман. Но давно не переиздавались, став, по сути, библиографической редкостью.

Поиск себя, своего места в жизни, своего предназначения — это волнует каждого человека. Анна Остроумова-Лебедева в воспоминаниях рассказывала про эти поиски себя, мечты, про то, как она ставила цели и добивалась очень многого, и про неудачи и провалы тоже рассказывает, не боясь правды.

«Все это ужасно интересно читать, — говорит Надя. — Мне кажется, что я сама вот именно ради этого читаю книги о творческих людях — чтобы найти опору в себе». Это чтение, кстати, помогло Наде и в пору самоизоляции, когда многим семьям пришлось сложно — люди ведь никогда не оказывались запертыми вместе так надолго, когда страх за близких, ограничения, удаленка, дистанционное образование для детей стали частью нашей жизни.

Вынужденное сидение дома, как ни странно, помогло Наде сконцентрироваться: «Для меня это был такой абсолютный эскапизм, я поставила себе задачу и выполнила ее в очень короткие сроки». В своем рабочем дневнике Надя записывала каждый день, как шел процесс создания книги:19 апреля в разгар первой волны эпидемии Надя начала работать, а в начале сентября, когда приближалась вторая волна, Надя получила книжку из печати. Работала очень напряженно — каждый день рисовала по развороту.

«Меня, конечно, поддерживала Остроумова-Лебедева, — вспоминает Надя. — Я перечитывала ее воспоминания, думала о том, что она свой текст писала в условиях ленинградской блокады, сидя в ванной, положив доску через умывальник, при свете коптилки. Она не уехала из города, хотя ей предлагали эвакуацию, но она говорила, что не может оставить свой архив, без которого не сможет работать, а без работы — не сможет жить».

Да, Анне Петровне тогда было семьдесят, к тому времени она уже похоронила мужа — известнейшего химика, создателя синтетического каучука Сергея Лебедева, большая часть жизни была прожита. Но тогда, в темную блокадную зиму, во время осады Остроумова-Лебедева не только рисовала, как бы тяжело ей ни было, она уносилась в воспоминаниях в свои молодые годы, в учебу у Репина в Академии художеств и жизнь в Париже, в свою работу с мирискусниками, в путешествия — до революции они с мужем много ездили по Европе, а после — по СССР.

«В этих ее воспоминаниях о долгой и насыщенной жизни так много оказалось сконцентрировано для меня — как глоток свежего воздуха», — рассказывает Надя, которая и на встречу со мной пришла с томиком «Воспоминаний» Остроумовой-Лебедевой. А книга Нади «Художница» создана как комикс-биография, потому что Наде хотелось, чтобы про ее героиню узнало как можно больше читателей — разных, неискушенных, которые, может быть, сами никогда в жизни не пойдут искать по букинистическим магазинам «Автобиографические записки» Остроумовой-Лебедевой, а благодаря «Художнице» узнают о ней, ее судьбе, ее работах.

«Сейчас успела провести выставку в центре Искусств и музыки библиотеки Маяковского на Невском, 20. Здесь мы показали иллюстрации к комиксу, прошла презентация моей книги и вместе с библиографами мы подготовили выставку библиотечных книг, посвященных русским художницам. Что будет дальше, и будут ли работать галереи и выставочные залы — никто не знает».

Сейчас Надя Демкина работает над картой Петербурга, где будут отмечены места, связанные с историей жизни и творчества русских художниц. В городе не так-то много мемориальных досок на старых домах, которые напоминают нам об этих женщинах. Эта карта будет электронной или бумажной с QR-кодами. Пока Надя говорит о 167 именах, но их гораздо больше.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

share
print