Истории

Депутат останавливает музыку

Принятие в первом чтении закона, ограничивающего деятельность уличных музыкантов в Петербурге, стало логичным продолжением истории с задержаниями и последующими судами над представителями этой субкультуры. Закон — плод фантазии известного, как его называют, «борца с петербуржцами» и любителя группы «Отпетые мошенники» Дениса Четырбока.

Он уже прославился своим «нападением» на владельцев небольших баров, нанеся им удар исподтишка в тот момент, когда те, кто умудрился выжить в карантин, только-только начали открывать двери своих заведений. В результате закон «о наливайках» назвал «сырым» даже губернатор Петербурга Александр Беглов и сейчас рабочая группа вместе с объединившимися рестораторами, пытается переписать закон так, чтобы он не убивал бизнес, а действительно боролся с наливайками.

Перейдём к музыкантам:

Согласно документу, вышедшему из-под Четырбока, в Петербурге будет определен перечень мест, где уличным музыкантам разрешат выступать — это точки около учреждений культуры. За документ в первом чтении проголосовал 31 депутат и это даже не вся фракция Единая Россия. Четверо — воздержались и девять депутатов проголосовали против.

«Они убьют душу Петербурга», — говорят музыканты о принятом в первом чтении документе.

16cf939a-6df0-411b-aaff-3a8660c1c13f.jpg

Совпадение или нет, но в конце августа в Петербурге полицейские стали массово задерживать уличных музыкантов: будь то рок-банды или струнные оркестры, играющие классическую музыку. В ходе полицейских рейдов были задержаны более 50 музыкальных коллективов — большинство из них отделались «прогулкой» до участка и составлением протоколов. Но есть и те, у кого конфисковали музыкальные инструменты — в качестве вещдоков — и их ждет суд. Музыкантов обвиняют в самоуправстве и в захвате земельного участка. Мало того, что их оставили без концертного оборудования, так еще и некоторым светят приличные штрафы. И это после карантина, когда выступать вообще было запрещено и никто из них не заработал за лето ни копейки.

В связи с этими событиями музыканты начали объединяться еще до принятия закона Четырбока. В данный момент они написали письмо в адрес вице-спикера ЗакСа Сергея Соловьёва и планируют учредить гильдию уличных музыкантов при Российском творческом Союзе. Предполагается, что гильдия будет сама регулировать деятельность артистов.

Денис Четырбок не представляет, что столкнулся не с разрозненными представителями этой субкультуры — уличные музыканты давно уже стали саморегулирующейся организацией. Об этом рассказала Ольга Викторовна — она тоже уличный музыкант, играет на гитаре и поет на улицах Петербурге уже 6 лет. «1,5 года назад появилась группа „ВКонтакте“ — „Уличные выступления СПб“, в ней более 700 участников. В этой группе формируется расписание на выступления на 18 точках города, в ней прописаны правила, в ней сообщается о, например, ремонтах на точках или городских мероприятиях — чтобы музыканты знали, где могут выступать», — рассказывает Ольга Викторовна. Она стала одним из лидеров инициативной группы, и выйти на открытый диалог с депутатом.

«Мы собирались заняться официализацией нашей деятельности этой зимой. Мы планируем вступать в творческий союз работников культуры, чтобы выходить на контакт с властями. Но они чуть-чуть нас опередили. Тем не менее у нас подготовлена вся документация для вступления в Союз, на базе которого мы формируемся как гильдия в рамках союза. Планы были — налаживать контакт с администрацией города с тем, чтобы придать официальный статус артистам. У нас более 700 человек в сообществе», — рассказывает Ольга Викторовна.

Петербургские уличные музыканты следят за опытом Москвы, где придумали систему «Уличный артист» — некую программу, с помощью которой «любой» музыкант может зарегистрироваться и получить разрешение на проведение концерта в том или ином месте города. Однако на деле, по словам самих музыкантов, это дает широчайший простор для взяточничества, но никакой регуляции процесса. «Даже те, кто приходят на точку с разрешением сталкиваются с полицейским произволом».

В Петербурге музыканты давно объединились в рабочей группе «ВКонтакте», где обмениваются информацией о точках выступлений, чтобы не пересекаться с другими, где сами придумывают правила: где, как, сколько и с какой громкостью петь и играть — исходя из опыта, близости жилых кварталов или офисов, поведения прохожих и полиции.

Музыканты считают, что закон нельзя принимать, потому что он «уничтожит культуру уличной музыки» и породит поле для взяточничества.

«А в-третьих, он противоречит основам законодательства РФ о культуре, и конституции, поскольку он максимально ограничительный. Ладно бы они сказали — мы выделим площадки, на которых смогут выступать именно бэнды с определенной громкостью, но нет, они же собираются запретить выступления во всех остальных местах!» — удивляется Доминика, которая участвует в создании гильдии музыкантов. — В законе Четырбока прописано, что разрешение нужно будет согласовывать, но пока непонятно, какой будет регламент данных разрешений, насколько это будет сложно и доступно".

При составлении закона Денис Четырбок, по его словам, посоветовался с двумя уличными музыкантами: дядей Мишей — известным в городе трубачом, и старейшим уличным гитаристом Николаем Гвоздевым, который уже 20 лет играет на улицах города британский рок. Оба музыканта стоят особняком от остальных представителей уличной музыки. Для них улица — это из постоянная ежедневная сцена. Остальные уличные музыканты — это любители, которые выступают 1−2 раза в неделю и это не основной источник их дохода.

«Их специфика максимально отличается от всего музыкального сообщества. Это, например, трубач Дядя Миша — это специфический музыкант со специфическим инструментом и специфической подачей, регулярно ездящий в Европу и зарабатывающий там. От остальных музыкантов он отличается тем, что он играет практически каждый день и при этом его зарплата в любом случае выше, чем у большинства музыкантов. Играть каждый день для многих не вариант — это невозможно технически, — рассказывает Ольга Викторовна. — Николай Гвоздев — тоже музыкант очень уникальный. Имея серьезные травмы, у него не хватает нескольких пальцев на руках из-за ожога. Оба музыканта уже в возрасте. При этом рядовых музыкантов Петербурга, которых большинство — никто не спросил».

Музыканты смеются над фразой Четырбока, что он придумал закон, чтобы им помочь: может быть, стоит спросить нас, чем нам нужно помочь? К нам никто не обращался.

Критика

Многие пункты закона о регулировании деятельности уличных музыкантов сами музыканты аргументированно критикуют. К примеру, в законе говорится о том, что разрешения будут выдаваться на шестичасовое уличное выступление — мало кто из музыкантов осилит такой формат. Это очень много и даже сейчас выступление занимает 3−4 часа.

Но самое нелогичное, по их мнению, — предложение размещать точки для выступлений рядом с учреждениями культуры. «Предположим, такую точку сделают у театра. Но у театра есть свои зрители, которые идут смотреть спектакль. В это время у театра будут выступать музыканты? Они кто — промоартисты данного театра? Тогда им положена зарплата, — шутит Ольга Викторовна. — Это нелогично. У нас уже есть прецедент — Дом купцов Елисеевых — там на первом этаже магазин, а на втором театр. Там есть работающая точка выступлений. Администрация дома запрещает нам играть там до 18:00, потому что мы составляем им конкуренцию — они сами об этом нам говорят».

2d60884a-6ad3-46bc-90a8-f8400372d959.jpg

Если закон Четырбока будет принят в такой редакции отвалятся около 70% всех точек, на которых сейчас выступают музыканты: помимо Невского проспекта, это окраины города, площади около станций метрополитена, где учреждениями культуры не пахнет.

«По сути, сейчас один из существующих критериев нашей группы — наоборот, не играть рядом с учреждениями культуры, чтобы не мешать им и не конкурировать», — говорит Доминика.

Девушки рассказали, что недавно произошел прецедент — впервые комитет по культуре выдал разрешению музыканту играть на Думской улице с барабанной установкой. В разрешении говорится, что молодой человек, исполняющий рэп, должен начинать выступление в 16:00 и заканчивать в 22:00 ежедневно в течение месяца. «Как отреагируют жители домов? — вряд ли им это понравится», — считает Ольга Викторовна.

11 сентября музыканты передали письмо-обращение заместителю председателя ЗакСа Сергею Соловьеву. Письмо музыканты пишут от всероссийской организации Творческого союза работников культуры, на базе которой и планируется создавать гильдию уличных музыкантов — устав и все необходимые документы уже готовы. Если Соловьев не ответит, следующее обращение получит председатель комитета по культуре — именно у дверей этого комитета Денис Четырбок предлагает создать одну из точек, где музыкантам будет разрешено играть.

58579d07-94e4-4711-9449-0899bec8cbe0.jpg

«Мы будем максимально контактировать со СМИ и освещать данный вопрос, — рассказывает Ольга Викторовна. — Если Денис Четырбок хочет помочь уличным артистам, то имеет смысл выйти с нами на прямой контакт».

Сам себе музыкант

Уличные музыканты сами давно уже научились регулировать свою деятельность. В группе Вконтакте они обмениваются оперативной информацией с каждой площадки: где идут ремонтные работы или будут проходить городские мероприятия. Чтобы артисты могли оперативно реагировать.

«У нас есть дуэт перуанцев — они выступают на улицах города. Для них запись в группе делает переводчик с итальянского языка. Среди нас есть люди, которые не имеют аккаунта в соцсетях — они просто связываются с администратором группы и мы их записываем. У нас много странных и частных решений, направленных на то, чтобы всем было максимально удобно, — рассказывает Ольга Викторовна, которая является одним из админов группы.

Группа существует полтора года, в ней более 700 участников. Музыканты, приезжающие из других городов, также могут написать в эту группу, здесь они узнают о правилах выступлений, помогут вписаться в расписание.

Правила группы регулируют количество часов бронирования точки, громкость усилителей, на многих точках запрещено играть после 22:00, запрещено бронировать сразу две даты выступлений на одной точке. Это сделано для того, чтобы точка не была забита одними и теми же артистами. «Один артист надоедает, если выступает постоянно, — говорит Ольга Викторовна. — Как правило, рекомендуется играть в одном и том же месте не чаще 2 раз в неделю». Всего в группе «разыгрываются» 18 точек.

Задержания

Задержания начались неожиданно. «Настолько массово и скоординированно нас полиция не задерживала никогда, — рассказывает Ольга Викторовна. — Чтобы вы понимали — у полицейских были заранее составленные и распечатанные рапорта и протоколы. И во всех бумагах было прописано, что музыкант отказался подчиниться первому требованию полиции. Это неправда. Некоторые музыканты, видя полицейских сразу переставали играть и говорили: все мы уходим. Но исполнительная власть говорила: вы уйдете только с нами в отдел».

83a94242-65fe-408c-b9ff-1763b22099c3.jpg

Это полбеды. Около 10 из полусотни задержаний закончились конфискацией музыкальной техники. Для многих — это концертные инструменты, с которыми они выступают и на вполне официальных мероприятиях, и таким образом полиция лишила их заработка.

У Евгении Черных полицейские отобрали скрипку, усилитель, процессор, пять проводов — все вместе стоит около 80000 рублей. Полиция задерживала без разбора всех — под раздачу попал и струнные квартет, исполнявший классическую музыку.

«Руководителя коллектива пытались засунуть в полицейскую машину вместе с виолончелью — он от них отмахался, сказал, что виолончель с собой не возьмет. Ему сказали — только с инструментом. В итоге он взял скрипку жены. А скрипка эта стоит порядка 100 тысяч рублей. И надо понимать, что это профессиональный квинтет — они с этим инструментом выступают на концертах».

Антона Терехова задержали, когда он выступал около Спаса-На-Крови. У него конфисковали гитару и колонку, и обвиняют по статье «Захват земельного участка». «Ему грозит большой штраф — 5% от кадастровой стоимости земли, а там она дорогая — получится от 5 до 10 тысяч рублей», — говорит Доминика. Сам Антон называет себя странствующим музыкантом и философски отнесся к происходящему: «Я конечно расстроен, что не могу заниматься музыкой дома, но зато у меня освободилось время для других занятий — и сейчас я записываю свой альбом, который долгое время откладывал, потому что был занят выступлениями на улице».

Музыканты не знают, когда им вернут инструмент, когда будут суды. Уже поданы несколько жалоб в прокуратуру и на очереди — коллективная жалоба на 78-й отдел полиции, который в основном и проводил рейды с конфискацией.

PS

Михаил Каретко играет на улице с 1994 года, из них — 10 лет на улицах Хельсинки. Его задержали в Петербурге 3 сентября, к счастью инструмент не отобрали и вскоре отпустили. Он считает, что закон, который сейчас могут принять — не защищает право на творчество, которое прописано в конституции, а наоборот ограничивает его: «Получается „спасают негров, не спрашивая самих негров“. Звучит так, что „для реализации права на творчество“, а на самом деле получается, что весь закон состоит из ограничительных мер».

«Не депутаты, а гильдия и сами музыканты должны оформлять этот закон. Мы уже ведем работу по описанию точек, на которых играют музыканты, о допустимых уровнях громкости, потому что музыканты играют давно и сами знают, где люди жалуются, а где — нет», — говорит Михаил. А недовольные могут встретиться у любого музыканта, взять хотя бы Джона Леннона. Талант, а вот одному не угодил. У меня был случай — я два года назад играл на Звездной. Подходит мужчина крупного плана и говорит: «Так, сейчас я тебя буду бить». Я говорю: «А кто вы?». Отвечает: «Я капитан дальнего плавания, сейчас в отпуске». Спрашиваю: «А за что бить — вам не нравится моя музыка?». Он отвечает: «Нравится». Я: «Тогда не понял». И он говорит: «А мне надоели музыканты, которые под моими окнами играют и я решил — следующий, кого встречу — побью». Короче, мы с ним минут 40 беседовали, а потом он сказал «Спасибо» и ушел".

  • Может и с Четырбоком надо просто поговорить и он уйдет?
share
print