Презентация состоится вечером 24 января в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
«Блокадные после» — так называется сборник текстов, который представят вечером 24 января в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме. В этой книге, которую составила поэт, культуролог, исследователь Ленинградской блокады Полина Барскова, сделана попытка осмысления и анализа того, что происходило с Ленинградом — с его культурой, с его жителями, с восприятием самой жизни — во время после блокады, когда, по словам драматурга Евгения Шварца, «город начинал, только начинал оживать».
«Идея сборника пришла после того, как в июне 2019 года в музее состоялась конференция, где говорили об этой сложности восприятия происходившего, ощущаемого, переживаемого в городе, пережившем катастрофу блокады, множественности этих впечатлений. «Настоящий сборник посвящен изучению послеблокадного момента в культуре и истории», — пишет в предисловии Полина Барскова. — «Его участники задаются вопросами — как воспринимался и изображался современниками облик послеблокадного города и повседневная жизнь в этом городе?»
Среди авторов текстов «Блокадных после» — Нина Попова, директор музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, она пишет о том, как восприняла, каким увидела город вернувшаяся из ташкентской эвакуации летом 1944 года Ахматова. Любовь Шапорина записывает в дневнике: «Встретила на улице АА… Впечатление от города ужасное, чудовищное. Эти дома, эти два миллиона теней, которые над ними витают, теней, умерших с голода…».
Научный сотрудник музея татьяна Позднякова обращается в своей статье к событию, о котором мало пишут — публичной казни пленных немцев у кинотеатра «Гигант» 5 января 1946 года. Литературный критик Никита Елисееев рассказывает историю «короля Невского проспекта» — подростка из генеральской семьи и той молодежной банды, которую тот сколотил.
О судьбе девочки-подростка Милы Аниной, выжившей в блокаду и написавшей в 16-летнем возрасте свои трагические «мемуары» о том, как пережившие блокаду и не пережившие ее дети общались в школе, что происходило в ленинградских семьях, куда вернулись воевавшие отцы — об этом в исследовании историка Алексея Павловского.
Писатель Наталья Громова в своем тексте обращается к послеблокадной судьбе Ольги Берггольц, поэт и историк литературы Валерий Шубинский — к судьбе философа Якова Друскина, искусствовед, историк архитектуры Вадим Басс пишет о мемориальных проектах 1940-х годов, а историк и переводчик Валерий Дымшиц — о послеблокадном Ленинграде в литографиях Анатолия Каплана.