С американским привкусом: взлеты и падения Opel в России Фото: Завод GM в Петербурге, где выпускали Opel

С американским привкусом: взлеты и падения Opel в России

18 октября 2019 16:28
Андрей Маркелов

Российские водители до сих пор с трепетом относятся к немецкой марке Opel, которая, будучи в составе корпорации General Motors, покинула отечественный рынок в 2015 году. Спустя годы немцы возвращаются в нашу страну, однако уже под патронажем французской PSA. Так что же ждет «Опель», решивший ступить в одну реку дважды?

Немецкий «Опель», до недавнего времени принадлежавший американскому концерну General Motors, начал продавать свои автомобили в России в начале 90-х. Тогда председатель правительства России Виктор Черномырдин заявлял, что нашей стране необходим такой крупный инвестор.

Благодаря стараниям политика, в 1996 году с конвейера в Елабуге (республика Татарстан. — Прим. ред.) сошли первые модели внедорожника Chevrolet Blazer, собранного отвёрточным способом, затем, в 1999 году, на ЕлАЗе стали собирать и седаны Opel Vectra.

Первый автомобиль потерпел на нашем рынке полное фиаско. Внедорожник не был готов к российской глубинке и имел серьезные нарекания по качеству. Что касается «Вектры», то она больше соответствовала статусу народной машины, однако дело не пошло в связи с неправильно выбранной ценовой политикой.

На нашем рынке продавали экземпляры только в полном фарше за 21,5 тыс. долларов. Более дешевых комплектаций попросту не было, так как руководство General Motors посчитало, что в нижнем ценовом сегменте у модели будут серьезные конкуренты.

Тем не менее совместное американо-российское предприятие приносило какие-никакие, но деньги. По итогам 1999 года оно получило 1 млн долларов прибыли. Однако тут в дело снова вмешалась американская сторона, которая не спешила повышать локализацию производства. Российским властям поведение компании не понравилось, ее лишили таможенных льгот.

В октябре 2001 года совместное предприятие кануло в небытие, а GM прекратила продавать автомобили в нашей стране. Однако американцы быстро одумались и спустя несколько лет создали альянс с АвтоВАЗом.

Совместная деятельность породила внедорожник Chevrolet Niva, однако это совсем другая история. Тем не менее она говорит о том, что дела американской корпорации, владеющей Opel, пошли в гору. В 2004 году пошли разговоры о том, что General Motors откроет в России свой завод. Были варианты размещения предприятия в Петербурге, Калуге или Нижнем Новгороде.

Быстрее всех подсуетились в Северной столице. В 2006 году губернатор Петербурга Валентина Матвиенко прокатила президента GM по Европе Карла-Питера Форстера на личном автомобиле до промзоны в Шушарах и показала участок для строительства завода. Поговаривают, что решение о строительстве было принято практически мгновенно.

Предприятие в 2008 году открывал лично президент Дмитрий Медведев, который посидел за рулем новенького кроссовера Captiva. В строительство завода вложили около 300 млн долларов. Предполагалось, что недорогие модели Chevrolet и Opel будут расходиться как горячие пирожки, однако в дело вмешался мировой экономический кризис.

По итогам года выручка американской корпорации уменьшилась на 31 млрд долларов, убыток составил 30,9 млрд. Продажи по всему миру падали, Россия исключением не стала. В 2009 году продажи Chevrolet и Opel рухнули на 59%. В это же время GM объявила о банкротстве, однако выручило правительство США, которое выделило предприятию 30,1 млрд долларов в обмен на 60% акций. В итоге корпорация на несколько лет стала государственной.

Из-за банкротства General Motors на несколько лет отложила смену модельного ряда, в связи с чем рынок начали завоевывать конкуренты — Hyundai, Kia, Volkswagen и Ford, который тогда был на коне.

Кроме того, российский менеджмент компании работал очень медленно, так как был зависим от головного офиса в Детройте. Даже небольшие решения требовали ожидания в несколько месяцев.

Эти факторы повлияли на позиции компании. В 2013 году доля рынка GM в России сократилась с 10,4 до 9,8%, а продажи просели на 11%. На следующий год эти цифры увеличились до 27%. К июню 2014 года продажи практически остановились. Этому поспособствовал и обвал рубля. Доходы населения резко сокращались, однако цены на автомобили только росли.

В результате мощности завода корпорации в Петербурге оказались недозагружены. Кроме того, конкуренты в лице Volkswagen и Ford шли по пути локализации, договаривались о покупке местной стали и ее штамповке. В General Motors же искали варианты, как избежать такого развития событий и оставить крупноузловую сборку, дабы не инвестировать крупную сумму в предприятие.

Результат оказался плачевным. В марте 2015 года GM официально и бесповоротно покинула наш рынок. Завод в Петербурге законсервировали, а вопрос о его продаже другому автомобильному производителю даже не поднимается.

Впрочем, после бегства из России дела у компании налаживаться так и не начали. В 2017 году американцы поняли, что бесполезно вливать средства в Opel, который к тому моменту стал хронически убыточен и превратился в черную дыру, поглощающую деньги.

Было решено продать «немцев» французскому концерну PSA (Peugeot, Citroen. — Прим. ред.), который, наоборот, увидел перспективы в бренде.

Дело в том, что президент PSA Карлос Таварес умеет выпутываться из сложных ситуаций. До его прихода концерн считался убыточным, однако всего за несколько лет дела французского производителя пошли в гору.

Он же на автосалоне в Женеве блестяще ответил на вопрос журналистов о том, зачем возвращать Opel на нестабильный российский рынок.

«А какой рынок сейчас стабильный?» — ответил вопросом на вопрос Таварес.

Надеемся, что с таким руководителем дела немецкой компании пойдут на лад, однако есть ряд нюансов. Первый состоит в том, что в ходе продажи концерна General Motors запретила французам продавать в ряде стран (в том числе и России) модели Opel, построенные на американских технологиях. Это касается и «Астры», и «Зафиры», и даже «Корсы».

В итоге PSA выведет на наш рынок компактный кроссовер Grandland X, который будут поставлять к нам напрямую из Германии. Он является «братом Peugeot 3008 и обещает потенциальному покупателю отличную управляемость.

На заводе в Калуге в ближайшее время стартует производство минивэна Zafira Life (перелицованный Peugeot Traveller) и коммерческого фургона Vivaro Transporter. Про дальнейшую локализацию и планы французов можно говорить, когда они подпишут Специальный инвестиционный контракт с российским Минпромторгом.

Предположительно, это случится до лета 2020 года. До тех пор PSA не стоит рассчитывать на высокие продажи. Однако давайте доверимся таланту Тавареса и скажем спасибо за то, что французы возвращают на наш рынок один из самых популярных брендов начала двухтысячных. Если что, продажи начнутся до конца декабря 2019 года.



По теме