Истории

Василеостровский район: Без парков и шум от ЗСД

Плохая социальная инфраструктура на намыве, попытки сохранить исторические здания и особняки, запах непонятного происхождения, прогулки по кладбищу из-за нехватки парков и шум от ЗСД — это не полный список проблем, с которыми сталкиваются жители Васильевского острова.

Кладбище вместо парка

Критическая нехватка благоустроенных парков на Васильевском острове оказалась одной из самых главных проблем для местных жителей. MR7.ru спросил подписчиков одной из самых популярных групп в соцсети «ВКонтакте» среди жителей Васильевского острова «Живем на Васильевском» о проблемах района. В опросе приняли участие более тысячи человек. 56,6% подписчиков считают, что нехватка парков — главная болевая точка района.

По нормативным документам для районов исторической застройки Петербурга на одного жителя должно приходиться 6 квадратных метров зеленых зон. На Васильевском острове из положенных 6 «квадратов» на человека приходится 3,6 кв. м.

По словам главы МО Гавань Нэлли Вавилиной, жители острова «борются за каждый кустик» и переживают, «даже когда срубают одно дерево». Вавилина в разговоре с MR7.ru отметила, что в районе процветает хаотичная жилая застройка без благоустройства и инфраструктуры.

Последние несколько лет люди пытались «отбить» у чиновников и бизнесменов парк на Смоленке.

На участке в районе устья реки Смоленки хотели построить апарт-отель. Местные жители выходили на митинги против стройки и обращались в суд с требованием признать незаконным разрешение на строительство.

По словам бывшего депутата Законодательного собрания и жителя Васильевского острова Ольги Галкиной, горожане противостоят желанию построить апарт отель «с переменным успехом»: несмотря на то, что территория в районе устья реки Смоленки внесена в закон «О зеленых насаждениях общего пользования» и активисты выиграли суд об отмене разрешения на стройку отеля.

В итоге, губернатор Петербурга Александр Беглов принял решение изъять спорный участок у инвестора.

«Страшное зло» — застройка острова

Еще одна серьезная проблема Васильевского острова — это дальнейшее создание новых намывных территорий и уплотнительная застройка. В социальных сетях люди называют строительство новых жилых комплексов «страшным злом», говорят о том, что новые кварталы появляются без социальной инфраструктуры:

«Посчитайте, сколько тысяч человек прибавилось со всех новых домов. В какие они ходят поликлиники, детские сады, школы?» — сетует одна из жителей острова.

Искусственно увеличивать Васильевский остров начали ради строительства новых жилых комплексов. За последние несколько лет на намыве появились новые кварталы. Ожидается строительство второй очереди. Как рассказала активист Анна Замараева, сейчас в домах на намыве живет около 10 тысяч человек. По оценке Вадима Суходольского, всего в новостройках поселятся около 30 тысяч человек.

Суходольский рассказал, что большая проблема для новых кварталов — отсутствие полноценной дорожной сети. Улочки превращаются в парковку вместе с газонами около домов.

По словам Замараевой, на несколько новых домов приходится одна аптека и пара небольших продуктовых магазинов, а жилые комплексы сдают без больниц, детсадов и школ. В итоге новоселов закрепляют за «старыми» учреждениями, которые изначально не рассчитаны на огромный поток людей.

Активисты и местные жители в один голос говорят — власти должны с самого начала позаботиться об инфраструктуре для новых микрорайонов: застройщиков нужно привлекать к ответственности за кварталы-«муравейники» без детских садов, школ и больниц. В социальных сетях люди пишут, что город должен отказаться от планов по дальнейшему намыву территорий Васильевского острова, но полностью завершить действующий проект: построить новые детские сады, школы и больницы, развить дорожную сеть.

Депутат Законодательного собрания от «Единой России» Константин Чебыкин рассказал, что в ближайшее время в новом микрорайоне откроют детский садик. Но, как отмечает Замараева, в единственный бесплатный детский садик будет огромная очередь. При этом депутат уверена, что местным жителям нужно просто подождать и через пару лет в кроме жилых домов в новом микрорайоне Васильевского острова появится школы, детсады и поликлиники.

«Старый фонд разваливается»

Местные, неформально «поделили» Васильевский остров на старую и новую часть. В двух муниципалитетах — МО № 7, МО «Васильевский» — в основном дома старого фонда, а в трех (МО «Морской», МО «Остров декабристов», МО «Гавань») — дома относительно «молодые», либо новостройки. И если проблемы новой части — это нехватка школ, детсадов и парков, то в исторической части добавляются дома старого фонда, которые толком не могут отремонтировать, несмотря на жалобы.

К примеру, люди переживают, что инвестор планирует снести особняк А. Е. Протопопова на Среднем, 40. По словам активистов, здание находится в «плачевном состоянии уже лет 10».

«Всегда, когда прохожу мимо, сердце кровью обливается. Каждый раз переживающую, что его снесут», — пишет житель в соцсети «Вконтакте».

Или другой пример — Доходный дом В. И. Упатчева, А. И. Шульгина и И. Н. Реутова — «Р.Ж.С.К.Т» на 13 линии Васильевского острова.

«С момента постройки не разу не реставрировали фасад, от лепнины ничего не осталось», — еще один отзыв о состоянии исторической застройки.

Активисты также переживают за особняк Бремме на 12-й линии В. О. В 2018 году стало известно, что здание снесут из-за его критического состояния. Город обещает воссоздать исторический дом.

«Особняк Черкасского, Университетская набережная, 23. Памятник регионального значения, попавший в частные руки. Дому скоро 300 лет. Давно стоит в запустении, иногда горит (по нему ползают все, кому не лень). Никакой реставрации, никакого ремонта, никому нет дела до памятника. А по документам вроде бы в исправном состоянии», — сетует один из пользователей соцсети. Последний раз особняк Черкасского горел в декабре 2018 года. Собственника после пожара оштрафовали на 30 тысяч рублей.

Как рассказывает Анна Замараева, проблемы с ремонтом жилых исторических домов возникают из-за неправильного формирования программы капремонта. К примеру, в домах, где не работают лифты, берутся в первую очередь за ремонт фасадов, «которые в принципе еще ничего».

Проблемы ЖКХ, «как и у всех»

Ольга Галкина считает, что проблемы ЖКХ на Васильевском острове, «как и у всех районов города»: проблемы со сбором мусора, плохая уборка улиц, большая проблема с протечками крыш особенно в домах старого фонда.

По словам Замараевой, местные жители чаще всего обращаются к муниципалам с вопросами о нелегальной торговле, благоустройстве придомовой территории и создании специальных зон для прогулок с собаками. Сейчас на острове только две площадки для обучения животных и ни одной специально обустроенной зоны для прогулок, нет в районе и «догбоксов».

По словам активиста движения «Парка на Смоленке» Вадима Суходольского, жители Васильевского острова часто жалуются на работу управляющих компаний: претензии по начислению квартплаты и к уборке зимой и летом.

Суходольский вспомнил о работе коммунальщиков минувшей зимой. По его словам, сотрудники УК сбивали наледь с крыш домов вместе с кровлей и водосточными трубами. Как считает активист, некачественная уборка — это следствие приема на работу людей без квалификации или опыта.

Замараева рассказала, что одна из причин некачественной работы управляющих компаний — маленький штат и работники без профподготовки.

«В УК „Мир“ число сотрудников такое маленькое, что они просто не справлялись с вызовами минувшей зимой. Мы столкнулись с тем, что не хватало специалистов и жители стояли на кровле и сами дежурили ночью», — вспоминает Замараева.

Дома на Васильевском острове обслуживают несколько управляющих компаний, в числе которых «Мир» и «Возрождение». Управление федеральной антимонопольной службы по Петербургу в 2019 году оштрафовало их на 706 тысяч рублей за сговор на рынке. Штрафы также получили Жилищный комитет, районная администрация Госжилинспекция и жилагенство. По мнению ФАС, управляющие компании поделили между собой управление, а чиновники этому посодействовали.

ЗСД за окном и неприятный запах почти каждый день

Жителей Васильевского острова беспокоит шум от Западного скоростного диаметра.

«От шума постоянно болит голова, окна шумозащитные, но не помогают — все гудит, шумит, рычит», — жалуется одна из жительниц в соцсети.

Вадим Суходольский говорит, что проблема шума от ЗСД приобретает масштабный характер и жители домов на Морской набережной «не могут открыть окна в квартирах».

По словам Ольги Галкиной, пока власти не решают вопрос с установкой шумозащитных экранов. Депутат Замараева сетует на то, что город не позаботился хотя бы высадить деревья около ЗСД, чтобы создать искусственную защиту от шума и пыли.

Другая проблема Васильевского острова — это неприятный запах. По словам Нэлли Вавилиной, жалобы поступают практически каждый день.

Зимой 2019 года вице-губернатор Петербурга Николай Бондаренко заявил, что неприятный запах на Васильевском острове может идти из канализации.

«Возможно, был слив в канализацию каких-то отходов, которые имеют запах», — заявил Бондаренко. Сотрудники МЧС не нашли причину неприятного запаха в районе.

Проблема будущего — закон сегодня

Местные активисты говорят, что «антимаршруточное» постановление Смольного (постепенная отмена маршруток и замена их общественным городским транспортом. — Прим. ред.) выйдет боком для Васильевского острова. Нэлли Вавилина отметила, что проблем с транспортной доступностью достаточно: медленное строительство новых станций метро, постоянные пробки на набережных и мостах, и проблемы с общественным транспортом.

Власти разработали документ, по которому город откажется почти от 300 маршрутов — по большей части коммерческих. По словам чиновников, убирать будут маршрутки, которые дублируют маршруты общественного наземного транспорта. Взамен в Смольном обещают увеличить число автобусов и изменить действующие карты маршрутов.

По мнению активиста Вадима Суходольского, маршрутки частично компенсировали городу нехватку общественного транспорта. Убирать коммерческий транспорт — бессмысленно.

«Человек, который это решил, просто не знает Васильевский остров. В документе написано, что маршруты дополнят общественным транспортом. Это ерунда. Вы сначала введите транспорт, а потом убирайте маршруты», — считает активистка Нэлли Вавилина.



Проект создан на средства гранта Санкт-Петербурга

share
print