Истории

Велодорожку прокладывают бензопилой

В Международный день велосипеда на проспекте Культуры вырубили пару десятков деревьев и кустов вдоль газона, отделяющего боковой проезд от тротуара. Шокированные таким варварством жители с удивлением обнаружили, что деревья стали помехой для прокладки велодорожек.

Парадокс легко разъяснился — проектировщики просто выбрали из двух зол — сделать дорожку на проезжей части или отрезать для нее часть тротуара. В итоге было решено срезать под велодорожку газон. А то, что на нем росли деревья — так это не помеха — проще оказалось заплатить городу компенсацию, чем искать другие варианты.

Километры асфальта в виде широченного тротуара или бокового проезда, идущего вдоль всего проспекта Культуры, проектировщиков почему-то не устроили — велодорожку решено было прокладывать прямо сквозь деревья.

Велосипедисты тут оказались ни при чем. Мнение жителей не особенно учитывалось. Об этом корреспондент MR7 узнал в городском центре управления парковок.

Деревья или велодорожка?

«Велодорожка важнее деревьев» — пост с таким заголовком обсуждается во многих группах Выборгского района уже неделю. «Жительница нашего МО№ 15 сняла видео, как и без того небогатый на зелень, загазованный и перегруженный проспект Культуры лишается (vk.cc/9sS84n) деревьев (участок между Суздальским и проспектом Просвещения). За что такое „счастье“? Как ни парадоксально — всё ради экологии! Вернее, экологически чистого транспорта — велосипеда. Под видом продвинутого проекта, которым нужно утереть нос всем европейцам — велосипедизации — нас лишают элементарного экологического барьера», — пишет автор поста Сергей Самусев.

«Велодорожки давно необходимы, но для этого не обязательно уничтожать деревья. Все надо делать с умом», — пишет житель района Вадим Баронов.

Возмущение активных граждан понятно. Если пройтись по прокладываемой велотрассе, то видно, что в одном месте велодорожка аккуратно «огибает» платную парковку. Приоритеты расставлены вполне доходчиво — главное, не урезать интересы бизнеса.


«Нас ставят перед фактом — велодорожке быть любой ценой! И опять получается, что очередное благое начинание можно низвести до ненавистной кампанейщины. Ради реализации важной программы вырубают даже не менее, а более важное (в городе с изрядно загрязнённым воздухом) — деревья», — считает Самусев.

В ГЦУП объясняют, что главным критерием было обеспечить доступность дорожки со стороны жилых домов.

«В условиях микрорайонной застройки за пределами исторического центра велоинфраструктура при наличии возможности обустраивается в виде велосипедных дорожек, размещенных отдельно от тротуара и проезжей части. Такой вариант велоинфраструктуры является наиболее безопасным, так как разделяет потоки велосипедистов, пешеходов и автомобильного транспорта, — говорит пресс-секретарь ГЦУП Дарья Фазлетдинова. — Важно и то, что проезжие части улиц в микрорайонной застройке имеют зачастую по три полосы движения в каждом направлении и, соответственно, высокий скоростной режим. Проспект Культуры является магистралью городского значения и имеет по три полосы движения в каждом направлении. Кроме того, проспект Культуры выходит на развязку КАД. Поэтому в случае размещения велополос на проезжей части проспекта Культуры невозможно обеспечить безопасность велосипедистов. Вместе с тем границы проспекта позволяют разместить велосипедную дорожку. Было принято решение на участке пр. Культуры от Придорожной аллеи до пр. Просвещения обустроить конструктивно обособленную велодорожку, что позволит разделить пешеходные, велосипедные и автомобильные потоки и обеспечить комфортные условия и безопасность всех участников дорожного движения».

Таким образом дорожку обустраивают между существующим тротуаром и боковым проездом — то есть на газоне, где кустарник и деревья.

Защитница деревьев и автор проекта «Деревья Петербурга» Мария Тиника часто пользуется велосипедом и только рада развитию велоинфраструктуры в городе, однако, такой подход считает неправильным: «Я велосипедист, но я не хочу, чтобы меня пешеходы ненавидели».

Активистка видит причину происходящего в несовершенстве законодательства и городского управления: «У нас не существует улиц и пешеходного движения по закону, а есть только дорога, проезжая часть. И вот поэтому велодорожки согласовали на территории ЗН специального назначения в части уличного озеленения. Я с жителями полностью согласна — так нельзя. Надо сужать проезжую часть».

Жителей не спросили

«По большому счету дело даже не в деревьях или дорожках, а в том, что в больших кабинетах лучше нас самих знают, что для нас лучше. И согласовывать, обсуждать с нами, местными жителями, им даже в голову не приходит», — считает Сергей Самусев.

Действительно, как сообщила пресс-служба заказчика работ — Городского центра управления парковок — проект велодорожки на проспекте Культуры не обсудили с жителями, но по уважительной причине — сроки поджимали.

«Поскольку и проектирование, и размещение веломаршрута „пр. Культуры от Суздальского пр. — Тихорецкий пр. — Светлановский пр. — пр. Тореза — пл. Мужества — Политехническая ул. — ул. Харченко до Кантемировской ул.“ было запланировано на 2018 год (в октябре 2018 года сроки были перенесены по причине окончания агротехнического периода) сроки проведения проектно‑изыскательских работ были сжаты, в связи с чем общественные обсуждения планируемого к размещению веломаршрута с жителями района не были проведены, — говорится в ответе пресс-службы. — Вместе с тем все проектные решения по размещению данного веломаршрута были согласованы с профильными исполнительными органами государственной власти».

С последующими веломаршрутами, обещают, все будет иначе: «В связи с отсутствием сжатых сроков проектирования с 2019 года ГЦУП совместно с районными администрациями проводит общественные обсуждения планируемых к размещению веломаршрутов с жителями районов, на территории которых будут проходить эти веломаршруты». Недавно вот прошло обсуждения веломаршрута вдоль пр. Ветеранов в Красносельском районе.

«Маршрут просто избегает всех возможных сложностей»

Велоактивисты пристально следят за тем, как в нашем городе идет процесс создания дорожек. Но их замечания и критика не доходит до чиновников.

«У меня по поводу этой велодорожки мнение тоже очень гневное, — говорит Алексей Панков, велоактивист Петербурга. — Правда, по другим поводам. Про деревья я просто не знал. Это только добавляет возмущения. Уже несколько лет мы пытаемся убеждать КРТИ, ДОДД и проектировщиков, что на таких широких проспектах, как Пискаревский, Культуры, Тореза, там, где есть боковые карманы, не надо делать велодорожки на газонах. А надо менять карманы — убирать из них транзитное движение, проезд использовать их только для доступа к внутриквартальным проездам, успокаивать трафик. И использовать карманы для велодвижения. Меня же больше возмущает „слабость“ трассировок маршрутов. Выбор трассировок — это даже не результат компромисса. Маршрут просто избегает всех возможных сложностей. Обходит Сосновку по противоположной стороне Тихорецкого и Светлановского, хотя логичнее (и здоровее) ехать по парку».

Алексей Панков приводит в пример город Хертогенбоc в Нидерландах, где велодорожки организованы вдоль таких придорожных карманов. Отличие от наших карманов в том, что здесь запрещено движение с целью объезда пробок на основных дорогах, цель заездов автотранспорта в карман — только парковка.

Однако, со слов Панкова, такой вариант заказчик даже не рассматривает — слишком сложно согласовать в ГИБДД, ГАТИ и прочими структурами.

Почти все велосипедные дорожки, проектируемые и обустраиваемые в 2019 году, а также планируемые к обустройству до 2021 года, будут размещаться преимущественно в жилых районах вне исторического центра города за счет газонов. Предварительная схема развития веломаршрутов представлена на официальном сайте ГЦУП в разделе «Маршруты велодорожек».

Благодаря тому, что сроки проектирования растянуты до 9 месяцев, у чиновников будет возможность обсудить проекты их с жителями.

Что касается вырубки деревьев вдоль проспекта Культуры, ГЦУП божится, что уничтожили всего лишь 20 деревьев.

От ГЦУП в бюджет города поступает компенсация как за снос деревьев и кустарников, так и за размещение велодорожек на части газона. Восстановительная стоимость зеленых насаждений на участке проспекта Культуры от Суздальского проспекта до Северного была рассчитана следующим образом: деревья — 208,0 тыс. руб., кустарники — 393,0 тыс. руб., газон — 6 535,52 тыс. руб.

На эти деньги комитет по благоустройству будет производить высадку новых деревьев. Где именно — мы запросили у комитета.

share
print