Истории

Блокада в «Сталинском ампире»

Стали известны подробности того, как будет выглядеть экспозиция обновленного музея обороны и блокады Ленинграда в Соляном переулке. Корреспондент MR7 Галина Артеменко выяснила подробности того, что будет внутри экспозиции.

Утверждена конкурсная документация и объявлен открытый конкурс на создание новой экспозиции в Музее обороны и блокады Ленинграда, что в Соляном переулке. Экспозиция должна открыться 8 сентября 2019 года — в День памяти начала блокады. Итоги конкурса, скорее всего, подведут в десятых числах июня. То есть для создания экспозиции времени невероятно мало — по условиям конкурса к 23 августа она должна быть готова.

Максимальная сумма контракта — 150 млн рублей, ровно столько, сколько 27 января выделил из резервного фонда президента РФ Владимир Путин «в целях частичной компенсации на создание новой экспозиции».

Проектную документацию по созданию первого этапа новой экспозиции Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда разработало ООО «Рест-Арт», Среди объектов культурного наследия, где работала эта компания — павильоны «Турецкая баня» и «Эрмитаж» в Царском Селе, Готическая капелла в Петергофе, реставрация ограды Дома Державина на Фонтанке, 118, ограды Аничкова дворца на Невском, 39, и на других реставрационных работах.

Но эта компания никогда не создавала музейные экспозиции, специализируясь на художественном литье, ковке и реставрации фасадов и интерьеров.

Атмосфера счастья

Входную зону музея и «Зал Победы» собираются оформить в стиле «Сталинский ампир» — с красными «кремлевскими» ковровыми дорожками, с помпезной люстрой весом в 200 килограммов, в том же стиле малыми люстрами и светильниками — из латуни с патиной, с матовыми плафонами с рисунком алмазной пыли.

Разработчики пишут, что дизайн интерьера призван создать атмосферу счастья в связи с освобождением Ленинграда от блокады и Победы в Великой Отечественной войне — поэтому и сталинский ампир, и соответствующий звукоряд со световыми эффектами.

bl-1.jpg

Идея карты, на которой были бы обозначены все городские объекты, связанные с историей блокады, была высказана еще давно Миленой Третьяковой в бытность ее заместителем директора Музея обороны и блокады Ленинграда. Она даже создала соответствующий сайт, ныне прекративший работу.

Про «блокадный архипелаг» высказался Михаил Пиотровский, когда обсуждали создание нового музея обороны и блокады Ленинграда, проект которого теперь уже прочно закрыт. В Соляном в новой экспозиции знаковые блокадные объекты будут на соответствующей карте: «Необходимо использовать карту Санкт-Петербурга и Ленинградской области, на которой крупно выделить все знаковые объекты наиболее узнаваемыми значками или фигурами. Всего объектов, не менее 170. Все объекты необходимо разделить по величине, от больших до малых. По всей карте необходимо прорисовать маршруты к объектам с центром в музее Обороны и блокады Ленинграда в Соляном переулке, для того, чтобы посетитель мог построить наиболее удобный путь до интересующего объекта от того места, где он находится на данный момент, а также показать взаимосвязь между всеми блокадными объектами и соотнести их в единый комплекс объектов».

bl-3.jpg

Что же касается «образа врага» — с кем же сражались на Ленинградском фронте, кто держал город в кольце? В техническом задании читаем следующее:

«Декоративно художественное оформление экспозиции „трофейными предметами“. Предметы: флаги вермахта (не менее 8 шт.), каски, оружие (макеты). Использовать точные копии. Экспозиция оформляется с упором на доминирование Победного советского оружия над побеждённым вермахтом. Все трофейные предметы должны располагаться под Советскими предметами. Трофейные предметы, художественным образом располагаются „падшими“, рваными, поруганными, символизируя победу советского народа над врагом, принесшим трагедию всему человечеству».

Кульманы из дуба и великий вождь

В общей пояснительной записке говорится, что учитывая историю экспозиций музея надо создать ощущение преемственности и продолжения традиций. Будет ли рассказана правдивая история разгрома музея в Соляном в 1949 году, когда Маленков заявил, «только врагам мог понадобиться миф о блокаде, чтобы принизить роль великого вождя!»?

Великий вождь появится в музее еще не раз, в том числе и в виде большого — больше человеческого роста — графического изображения в основной экспозиции, и в разделе, посвященном деятельности НКВД в осажденном городе — на стене воссозданного кабинета НКВД будут три портрета — Сталина, Берии и Меркулова.

В техническом задании говорится, конечно, и о кусочке блокадного хлеба, и о страничках дневника Тани Савичевой, и о черной тарелке репродуктора. Перечисляются подлинные предметы, поступившие в свое время от переживших блокаду ленинградцев — они уже были представлены на предыдущей экспозиции и будут представлены вновь — в обновленной экспозиции о жизни блокадного города — блокадная комната, мастерская художника, афишная тумба. В блокадной комнате, правда, будут новые дополнения — Библия и икона, созданная в блокадном Ленинграде.

На стене в основной экспозиции напишут цитаты известных политиков (каких — мы пока не знаем) о роли и значении обороны и блокады Ленинграда в мировой истории, выдержки из документов мировой юридической практики — когда голод только в 1975 (!) году. — Прим. ред.) был признан недопустимым средством ведения войны. А будет ли объяснено, почему только в 1975-м? Почему о блокаде знают в мире гораздо меньше, чем о холокосте?

В основном зале будет располагаться модульная информационная система, модули с доступом к сайтам и архивам — российским и зарубежным о Второй мировой войне, Великой Отечественной, Ленинградской блокаде — сделают модули в виде кульманов, используют при этом дуб. Именно в этом зале предполагается с помощью «контраста интерьеров» раскрыть тему цены Победы:

«Праздничная атмосфера Победного 1944−1945 годов сменяется сложным ломаным интерьером основного зала, где наиболее зримой делается тема трагедии, испытаний и высокого героизма защитников и жителей блокадного Ленинграда. Выход из основного экспозиционного зала происходит снова через тему Победы, которая видится уже совсем другими глазами». Хотя слово «трагедия» в описании концепции экспозиции используется нечасто.

Восемь окон зала основной экспозиции станут проекционными экранами с хроникой блокадного города и «Дороги жизни».

В центре зала появится «арт-объект „Кольцо блокады“, представляющий интерактивную зону звуковых документов эпохи, а также сцену-трансформер для проведения культурно-массовых мероприятий».

Рассказы о блокаде «кандидатов топ-уровня»

Техническое задание предполагает и производство «тематического контента — мультимедийной программы об истории и создании музея «Обороны и блокады Ленинграда». Это будет несколько версий фильма, посвященного тому, как делали новую экспозицию в Соляном. Базовая версия должна быть готова к 14 августа, еще до открытия музея, чтобы ее успели показать по телевизору:

«Требования к тематическому контенту (фильму):

Должен включать кадры о первых экспозициях музея: 1944 год, 1946 год, 1989 год, до 2017 года. Должен включать интервью блокадников и ветеранов с рассказом об первых экспозициях музея и ценности посещения новой экспозиции. Минимум 3 человека.

Должен включать интервью известных ленинградцев (петербуржцев) с рассказом: семейной блокадной истории, воспоминаний о старой экспозиции музея, рассказ о ценности посещения новой экспозиции.

Перед началом работ необходимо получить предварительное согласие кандидатов. Кандидаты для проведения интервью должны ассоциироваться с Ленинградом и Санкт-Петербургом уровня (пример): председатель Союза музеев РФ Пиотровский М. Б., народный артист РФ Боярский М. С. Все кандидаты должны входить в топ-уровень (орфография и пунктуация авторов документа сохранена. — Прим. ред.) по направлению своей деятельности: артисты, деятели культуры и искусства, ученые, музыканты (рок, рэп, классика, популярные направления), блогеры (история, искусство), спортсмены, политики, общественные деятели".

Также в фильм войдут кадры не менее чем из 10 мест Петербурга и Ленинградской области, связанных с историей блокады и увековечения памяти о ней — от Музея истории города до нового «Ленрезерва» и бункера Жданова в Смольном. Причем надо обязательно подчеркнуть их взаимосвязь и значение музея в Соляном.

share
print