«С любовью и преданностью»: владелец частного театра — Александру Беглову Фото: gov.spb.ru/Вечер, посвященный 80-летию народного артиста России Рудольфа Фурманова

«С любовью и преданностью»: владелец частного театра — Александру Беглову

25 марта 2019 16:35
Галина Артеменко

Театральный деятель Рудольф Фурманов подготовил программу развития культуры для временно исполняющего обязанности губернатора Петербурга Александра Беглова. Эксперты говорят, что её реализация обернётся грандиозным скандалом.

«Программа» Рудольфа Фурманова была отправлена в комитет по культуре, который, в свою очередь, переправил документ экспертному сообществу с просьбой в кратчайший срок предоставить заключение по документу — в Петербургское отделение Союза театральных деятелей России. Петербургские театральные деятели ответили быстро: 28 января документ Фурманова театральные деятели Петербурга обсудили, а 7 февраля их ответ за подписью председателя Правления Петербургского отделения Союза театральных деятелей России, народного артиста России, лауреата Государственной премии РФ Сергея Паршина был отправлен временно исполняющему обязанности губернатора Петербурга Александру Беглову.

Театральные деятели Петербурга — а в списке присутствовавших на обсуждении документа Фурманова 16 знаковых для города имен членов правления Петербургского отделения СТД РФ- от Эдуарда Кочергина, главного художника БДТ им. Г. А. Товстоногова до Семена Спивака, художественного руководителя Молодежного театра на Фонтанке — вынесли свой вердикт:

«У Рудольфа Давыдовича широкий круг близких ему людей — выдающихся деятелей театра, встречи с которыми он регулярно проводит в программе „Театральная гостиная Рудольфа Фурманова“ на канале „Санкт-Петербург“. Однако близкое общение с этими выдающимися личностями не означает, что сам он стал обладателем знаний и умений для разработки документа, определяющего развитие культуры нашего города».

Эксперты отмечают, что в документе Фурманова есть два актуальных тезиса — объявленная в Год театра, которым стал 2019 год, Международная театральная олимпиада в Петербурге — это важное для города мероприятие; и парк музыкальных инструментов в театрах города, концертных залах и музыкальных школах требует обновления. Все. Далее в заключении говорится: «…Как разработчик программного документа Р. Д. Фурманов проявил полнейшую несостоятельность… Это личные, никак не систематизированные, отрывочные соображения хозяина частного театра, которые никоим образом не соотносятся ни с какими реалиями культурной жизни города и абсолютно безграмотны юридически». В заключении утверждается: «Рассматривать данный материал по пунктам совершенно бессмысленно. При этом в документе явно просматривается личная заинтересованность Фурманова в принятии городскими властями решений, которые ограничили бы руководителей государственных театров в вопросах формирования творческих составов и планировании текущего репертуара».

Отдельно эксперты Петербургского отделения СТД РФ остановились на «расплывчатых и туманных и не подлежащих обсуждению» предложениях Фурманова о разработке финансирования государственных и негосударственных театров".

Остановились для того, чтобы показать врио губернатора, как реально из бюджета города финансируется «частный театр Рудольфа Фурманова, а вместе с ним и частная премия «Фигаро». Премию учредил Фурманов. Он гордо называет ее «Российской национальной актерской премией».

В заключении Правления говорится, что «доля всех средств, передаваемых из городского бюджета театру Фурманова, в отдельные годы превышала 50 процентов от общей суммы, выделяемой на поддержку всех негосударственных театров, которых в Санкт-Петербурге больше шестидесяти».

Эксперты напоминают Смольному, что в 2016 году на заседании экспертной комиссии комитета по культуре, распределяющей бюджетные средства для поддержки негосударственных театров, именно благодаря активной позиции СПб СТД РФ, запрос театра Фурманова не был удовлетворен в полном объеме, но сумма поддержки все равно была самой большой среди всех негосударственных театров.

Правда, в позапрошлом году ситуация поменялась: «Фурманову, используя личные связи, удалось, начиная с 2017 года, вывести финансирование своего театра из общего конкурса. В бюджете города на 2017 год, принятом Законодательным собранием Санкт-Петербурга 7 декабря 2016 года и подписанном губернатором 13 декабря 2016 года (Закон СПб от 13.12.2016 г. № 699−113), в отдельную группу были выведены «организации, осуществляющие показ драматических спектаклей на стационарной площадке с количеством не менее 275 показов в течение года». Такая негосударственная организация на сегодняшний день в нашем городе одна — театр Р. Д. Фурманова. На основании закона «О бюджете Санкт-Петербурга на 2017 год» губернатор подписал постановление правительства Петербурга (от 27 марта 2017 года № 184), продублировавшее приведенную выше формулировку из закона. В итоге театр Фурманова без всяких конкурсных процедур получил в 2017 году субсидию из бюджета города в размере 30 млн руб. Такая же сумма заложена вплоть до 2020-го, а на 2021 и 2022 годы она еще и увеличена до 31, 5 и 33 млн рублей соответственно.

С документом Фурманова ознакомился депутат Законодательного собрания Петербурга и председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке петербургского парламента Максим Резник. Он проанализировал документ и 1 февраля направил главе комитета по культуре Смольного Константину Сухенко письмо, в котором подверг сомнению ряд предложений Фурманова.

Резник пишет, что нет необходимости в предлагаемом Фурмановым «ранжировании театров по роли и значению в культурной жизни города», а создание пенсионных фондов в каждом государственном театре с накоплением общей выручки за продажи театральных билетов на спектакли театра невозможно чисто юридически.

Создание нового Дворца искусств как высокотехнологичного фестивального центре тоже не насущная городская задача, как пишет Резник, с этим успешно справляются уже имеющиеся площадки — Балтийский международный фестивальный центр в театре «Балтийский дом» и новые сцены Мариинского и Александринского театров.

Фурманов предлагает для поддержки петербургской культуры создать Фонд госкорпораций, выкупить ДК Горького у Профсоюзов, внедрить новую систему финансирования государственных и негосударственных театров в городе. Резник разъясняет, почему эти предложения, мягко говоря, либо не состоятельны, либо невозможны: особенностью статуса госкорпорации является существенно меньший контроль со стороны государства и слабые требования к раскрытии информации, на выкуп ДК Горького в бюджете нет средств, а финансирование государственных и негосударственных театров осуществляется согласно бюджетному законодательству, за нарушение которого предусмотрена ответственность.

Корреспондент MR7.ru поговорил с Николаем Буровым, народным артистом России, возглавлявшим комитет по культуре в правительстве Валентины Матвиенко с 2005 по 2008 год, ныне советником губернатора.

Николай Витальевич не увидел в этом документе «никаких открытий». По его мнению, в тексте Фурманова затронуты далеко не все проблемы, среди которых немало острых — финансирование городских праздников и фестивалей, программа развития библиотек, которая в свое время получила мощный импульс, а ныне сбавила обороты и т. д.

Буров вообще предложил провести ревизию всех тех программ развития культуры, что были приняты на уровне городского правительства с 2000 года и посмотреть, что же реально удалось сделать.

Президиум СПБ СТО РФ, резюмирует: «Почему же органы власти Петербурга не только рассматривают Р.Д. Фурманова как советника по вопросам культуры, но и безоговорочно удовлетворяют вcе его запросы как собственника частного театра? Скорее всего, это связано с тем, что в 2014 году посетителем этого частного театра стал президент Российской Федерации. Мы полагаем, что Владимира Владимировича Путина вряд ли порадовала реальная информация о том, какую личную выгоду извлекает Фурманов из того посещения».



По теме