Истории

Деревянных доноров нашли для дачи Гаусвальд

Старинным деревянным домам в Петербурге меньше повезло, чем каменным. Если они не сгорели и не были разобраны на дрова в блокаду, то последующие семь десятилетий их фактически бросили. Изменится ли ситуация теперь?

Прелестная дача на Каменном острове была выстроена в 1898 году в стиле модерн — первое здание в этом стиле в России — по проекту архитекторов Василия Шене и Владимира Чагина. Её построили для жены булочного мастера Евгении Карловны Гаусвальд — домик как игрушка, деревянный и каменный, с башней и башенкой, с отделкой фасадов, имитирующих фахтверк, с изразцами и керамической черепицей. Хозяйке, наверное, нравился.

После революции здесь разместили детскую колонию, потом санаторий. Красивый дом полюбили кинематографисты — дачу можно видеть в одной из серий «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Игоря Масленникова, в фильмах «Дон Сезар де Базан», «Летучая мышь» и других. В 1984 году дачу капитально отремонтировали, что привело к утрате декора и отделки интерьеров.

старый вид

Ровно десять лет прошло с тех пор, как дача оказалась в аварийном состоянии. Говорили, что все дерево сгнило, а что не сгнило, то поражено белым грибком. К 2011 году даже созрело решение — все деревянные части постройки разобрать и сжечь, дабы уничтожить зловредный белый грибок, а на месте выстроить точно такую же деревянную часть здания по проекту архитектора Рафаэля Даянова. Но как-то не сподобились.

К августу прошлого года ситуация стала прямо противоположной — оказалось, жечь не надо, можно спасти. Дачу закрыли металлической конструкцией, которая удерживала сруб, пока проводились работы по его усилению, демонтажу черепицы, которую потом вернут назад, усилению фундамента из бутового камня. Оказалось, что подлинный сруб можно сохранить более чем на 70 процентов, а стропильную систему — на 80. Полностью заменили только три ряда сгнивших нижних венцов. Уникальность работ в том, что сгнившее дерево заменяли не новым — а столетним. Здания-доноры нашлись под Лугой — старые дома, не являвшиеся памятниками, были разобраны. Их дерево теперь — в теле дачи Гаусвальд. Почему надо было использовать старую древесину? Владимир Рахманов, консультант реставрационных проектов деревянных памятников Петербурга, архитектор-реставратор высшей категории, много лет занимающийся реставрацией памятников Кижей, говорит, что старая древесина уже не деформируется, она станет органичной в здании, реагируя на тепло и влагу также точно, как и «родные» бревна. Сорок четыре плотника со всей России работали на даче Гаусвальд — ведь две трети здания выполнены из дерева.

гаусвальд в целом

Здесь еще удалось «поднять» и поставить на место 600-тонную кирпичную башню, отклонившуюся на 30 сантиметров. Кстати, ни один кирпич со стройки «не ушел», все старые кирпичи в деле — в теле дома, они, как утверждают строители, по своим качествам лучше современных. Полностью работы завершатся лишь через год, памятник находится в частной собственности, реставрируется не из бюджета, поэтому есть и время, и средства. Например, ждали три недели, чтобы изготовили и доставили натуральный войлок, который служит утеплителем. Что тут будет потом? Сказали, что представительство собственника — концерна «Русал», забора высокого не обещали, так как должны будут восстановить историческую ограду, то есть домик-игрушку будет видно с улицы. Хоть полюбуемся.

гаусвальд вход

Дача богатого лесопромышленника и мецената Василия Громова, что в Лопухинском саду на Петроградской стороне, еще один объект, который сейчас реставрируется и который курирует Владимир Рахманов. Но тут бюджетное финансирование и потом здесь собираются отрыть детский творческий центр. У дачи Громова, созданной по проекту архитектора Георгия Винтельгартера в 1850-х годах в стиле ранней эклектики, богатая история. Здесь проводились музыкальные праздники, в 1866 году состоялся торжественный прием по случаю прибытия в столицу американского посольства, при других владельцах в доме бывал писатель Антон Павлович Чехов.

Дачу начали реставрировать за средства городского бюджета два года назад. В подвале под залежами мусора обнаружились мраморные скульптуры и гипсовый бюст, предположительно, купца Федула Громова, отца бывшего владельца дачи. Впереди еще два года сложных работ, пока дело дойдет до внутренней отделки. Рахманов говорит, что пользователям дачи потом очень важно будет поддерживать микроклимат внутри здания, ведь в нем изначально была уникальная система отопления и вентиляции, чтобы «давать дышать стенам», такие здания наполовину отапливались печами, наполовину тепло шло от калориферов — в подвалах были котельные.

В Петербурге 296 зданий-памятников деревянного зодчества. Как говорит глава КГИОП Сергей Макаров, примерно 40 процентов из них нуждаются в серьезной реставрации. К концу года будет представлена концепция программы по сохранению деревянного зодчества, которую, победив в конкурсе, разработала за 4 миллиона бюджетных рублей «Студия 44» Никиты Явейна. Деревянным зданиям в каменном Петербурге не уделялось должного внимания, особенно пострадали старые дачи Сестрорецка. То, что еще можно спасти, надо спасать немедленно. Что-то будет продаваться, что-то — сдаваться в аренду «за рубль» по новой кгиоповской программе. В первом лоте «аренды за рубль» уже два здания — старые дачи, их выставят с условием дальнейшего использования по историческому назначению, чтобы они оставались дачами.

share
print