Новости

Театр «Зазеркалье» покажет оперу о времени пыток и абсолютной власти

В театре «Зазеркалье» сегодня вечером покажут премьерный спектакль, появившийся в репертуаре только в конце мая — оперу Римского-Корсакова «Царская невеста».

Римский-Корсаков создал оперу в 1898 году о событиях 1572 года, происходивших во времена царя Ивана Грозного. Любовь, ревность, запутанные отношения, страсть, коварство и предательство, злодейства и убийства — мы знаем сюжет. Но за всем этим стоит фигура грозного царя, он не просто проезжавший мимо всадник, заглядевшийся на красавицу и сломавший ей жизнь, он — олицетворение безумия всепроникающей абсолютной власти, подчинившей себе людей.

DSC05075

Страшный всадник — неживой манекен с вращающимся черепом под шапкой Мономаха, силуэтом напоминающий Назгула на коне. Всадник-мертвец не покидает сцены все действие спектакля. И плаха в пыточном застенке — тоже всегда рядом. Собственно, спектакль начинается не с пирушки у боярина Грязного, а с его пыток в застенке опричников. Опричники-монахи — это те самые черные, которые приходят после серых. Абсолютная власть убивает всегда, уничтожает в людях все самое лучшее — это случается рано или поздно.

Беззаконие абсолютной власти и попрание ценности человеческой жизни — вот о чем, собственно, получилась «Царская невеста» в постановке народного артиста РФ Александра Петрова.

DSC04657

В одном из интервью Александр Петров говорит: «Мне кажется, что главное — это эпоха, время, когда существовал царь Иван, запомнившийся вседозволенностью, жесточайшими пытками. Здесь же вспоминаются шекспировские страсти, итальянская история правления Медичи. И задаешься вопросом: что подлинно — бороды, срубы, кафтаны или же конкретные человеческие судьбы? В нашей трактовке на сцене появляются люди, облаченные в „одежды“. Время как будто есть — и как будто нет: оно неконкретное. Мы искали образы, близкие нашей идее, в русских иконах, в том числе тех, на которых изображены страдания мучеников, страстотерпцев: „Троица“ Андрея Рублёва, псковские фрески, новгородская иконопись. Весь сюжет — это движение безумных страстей. Вседозволенность этих страстей обусловливается временем, в котором герои живут. Наш спектакль — это своего рода „памятник“ его подлинному главному герою, Ивану Грозному, истовости самого Ивана, истовости его безумной религиозности и всего, что из нее проистекает. Все опричники одеты в монашеские рясы, в этом тоже есть страшный свой смысл…».

share
print