Истории

Анастасия Курёхина: «Мы продвигаем синтез разных искусств»

Премия Сергея Курёхина — одно из наиболее ярких культурных событий Петербурга и России. Церемония вручения IX Премии пройдет 17 апреля на основной сцене БДТ им. Товстоногова. Сама церемония — это всегда яркий мультимедийный перфоманс, сочетающий в себе современную музыку, медиаарт и инсталляции. Гостей премии ждет премьера — в 2018 году в церемонию вручения включат фрагменты балета «Воробьиное озеро», созданного на музыку Сергея Курёхина. Накануне мы пообщались с Анастасией Курёхиной.

— Во всем мире существует множество премий и фестивалей. А чем они отличаются друг от друга.

— На самом деле премий в области современного искусства, тем более значительных, мало. Может быть, это и хорошо. Потому что, если бы их было много, все бы в них запутались. Но они все отличаются: и по номинациям, и по жюри, и по системе отбора победителей, и по формату церемонии. У каждой премии своя концепция.

— Чем премия Сергея Курёхина отличается от других?

— Мы первые сделали номинацию для перфоманса — это Гран-При. Также придумали номинацию «Искусство в общественном пространстве». Я думаю, что специальная номинация для фестивалей — это тоже наше изобретение. И потом, конечно, музыкальные номинации — это то, что нас очень сильно отличает от других премий. Обычно те эксперты, кто занимается визуальным искусством, очень далеки от музыки, и в первое время было очень сложно, потому что жюри не хотело слушать музыкальные проекты. Мы постепенно их приучили слушать музыку, оценивать ее. И сегодня картина стала очень интересной — участники нашего жюри даже увлеклись, у них появились свои приоритеты в музыке Как раз благодаря тому, что мы продвигаем синтез разных искусств — и медиа, и саунд-арт, и перфоманс — музыкальная история развивается.

Для арт-общественности Петербурга премия — это единственный крупный повод в нашем городе как-то собраться. У нас встречаются разные галереи, музеи, художники. Наша премия не носит локальный характер, мы приглашаем художников со всей страны, из ближнего зарубежья. Для Петербурга это — уникальное культурное событие.

— А как пришла идея создать столь уникальную премию, с таким набором номинаций?

— Когда встала речь о премии, первое что пришло в голову, это премия, посвященная перфомансу. Мы решили, что награда за лучший перфоманс — это будет Гран-При. Мы организовывали совещания попечительского совета, решали, какие будут номинации. Раз премия наша — в области современного искусства, то она должна отражать основные направления современного искусства. Мы первые разделили первые визуальные и медиа объекты. Поняли, что сравнивать видеоарт с маслом на холсте невозможно. В других премиях присутствовал только визуальный объект. В этом году у нас кураторский проект разделился с фестивалями. Потому что фестивали — другие, и правильнее им соревноваться друг с другом в отдельной номинации. Так что премия живет своей жизнью.

— Зрители часто сетуют, что на разных премиях встречают зачастую одних и тех же художников, пусть и с новыми проектами. Появилось ли в 2018 году что-нибудь принципиально новое?

— Мы никогда не интересуемся такими совпадениями, безусловно, пересечения случаются, но не так часто, потому что номинации у разных премий разные. Но в смежных номинациях — кураторский текст, визуальное искусство — такое возможно, потому что хорошего искусства в принципе много нет.

— Почему проходит именно в Петербурге? Почему не выбрали другой город?

— Потому что здесь жил и творил Сергей Курёхин, здесь работает Центр Курёхина и Фонд Курёхина. Другого такого города не знаю. И мы надеемся, что когда-нибудь все-таки построят нашу площадку — площадку нового центра, которая идеально подошла бы и для вручения премии, и для музея, и для концертов, фестивалей и новых экспериментов. И я не знаю, зачем ехать в другие города, ведь у нас есть отличные условия для того, чтобы искусство процветало. К тому же для иногородних художников всегда большое удовольствие приехать, и премия дает им для этого хороший повод.

share
print