Российско-немецкий спектакль о блокаде Ленинграда покажут в Петербурге

Российско-немецкий спектакль о блокаде Ленинграда покажут в Петербурге

27 января 2018 16:44
Галина Артеменко

Документальный российско-немецкий спектакль о блокаде «67/871» сегодня, 27 января, и завтра будут играть в «Театре Поколений» (художественный руководитель Данила Корогодский). Предпремьерный показ состоялся летом минувшего года в Петербурге, премьера — 8 сентября 2017-го — в очередную годовщину начала Ленинградской блокады.

Автор пьесы — Елена Гремина, российский режиссер, сценарист, драматург «новой драмы», руководитель Театра. Doc. «Пьеса 67/871 основа на интервью с петербуржцами, интервью, специально собранными для этого спектакля. Интервью получились потрясающими. А ещё немецкие партнёры проекта специально перевели письма немецких солдат, осаждающих Ленинград во время блокады. Это просто ад, и сердце замирает это читать. Пишет вот лётчик, своей сестре и зятю — мол, он не как Томми, который пальнет бомбами куда придется и улепетывает в страхе перед зенитками, я мол всегда потом выпускаю сигнальную ракету — посмотреть, куда легли мои бомбы!» — написала Гремина в соцсети перед предпремьерным показом спектакля в Петербурге. Эберхард Кёлер летом рассказывал о своей семье: «Среди моих были те, кто служил в Вермахта и, таким образом, несли ответственность за преступления, совершенные нацистами, был и прапрадедушка, который, можно так сказать, пытался сопротивляться режиму, как мог: он был руководителем школы для глухонемых и препятствовал принудительной стерилизации этих людей, которую проводили нацисты.

Кёлер тогда задал петербургским зрителям перед началом спектакля вопрос: кто из них знает, что такое «Белая роза». Среди почти сотни человек нашлось два-три, кто знал, что в Третьем рейхе с июня 1942 до февраля 1943 года в нацистской Германии действовала под таким названием подпольная группа сопротивления фашизму, созданная студентами Мюнхенского университета, семь из девяти участников группы были казнены нацистами. Кёлер сказал: «Среди вас практически никто не знает о «Белой розе», хотя в Германии про них знают все, про них написано в школьных учебниках, но если бы я задал в Германии вопрос о блокаде Ленинграда, я боюсь, что там мало кто ответил бы мне, что хорошо знают, что это было».

В сентябре спектакль играли в Берлине, для зрителей это стало шоком, открытием, они действительно не знали о блокаде.

Цифра 67 в названии спектакля — это число тех блокадников, которые рассказали свои истории, которые легли в основу пьесы Елены Греминой. Очень страшные и очень честные истории: о том, как люди оставались людьми или хотя бы пытались оставаться людьми в нечеловеческих обстоятельствах. Это истории боли и ужаса — ведь те, кто рассказывал, тогда были детьми, и страдали от голода и холода. В спектакле звучат и тексты из дневника Ольги Берггольц и стихи ленинградского художника Владимира Стерлигова, пережившего блокадную зиму:

Ложку поднес к губам — смерть,

Руку протянул, чтобы здравствуйте, — смерть.

Увидел птичку-чижика — смерть,

На ветке листочек — смерть,

С товарищами идешь на прогулку — смерть,

Посмотрел на капусту в тарелке — смерть,

Друзей провожаешь, их двое, — смерть,

Случайно взглянул куда-то — смерть.

(29 июля 1942)

В финале спектакля прозвучит письмо немецкого летчика, бомбившего Ленинград и погибшего спустя две недели, как это письмо дошло до адресатов в Берлине.



По теме